Российские власти озабочены замедлением темпов роста экономики. Не так давно Минэкономразвития понизило прогноз ВВП на 2013 год с 2,4% до 1,8%. Придать ускорение российской экономике следует, прежде всего, за счет эффективного расходования средств в госсекторе. Причем обеспечивать эту эффективность и структурные реформы в экономике лучше при текущих высоких ценах на нефть, не дожидаясь, пока они резко упадут и ситуация станет критической.
Если посмотреть на нашу экономику, можно увидеть немало сфер, где сокращение издержек могло бы быть более эффективным и масштабным. Например, госкорпорациям в рамках совершенствования корпоративного управления можно серьезно сократить размеры капитальных затрат, делая акцент на повышении эффективности этих расходов. Необходимо ввести более жесткий мониторинг проектов и программ госкомпаний. То же самое можно сказать и о заимствованиях российских компаний, а также об инвестициях госкомпаний за рубеж. В значительной степени эти займы и инвестиции идут на неэффективные расходы, которые не дают должных дивидендов для экономического роста.
Контроль над расходами, конечно же, необходимо усилить и в бюджетном секторе. Нужно ввести элементы мониторинга и критерии обусловленности финансовой помощи, дотаций, трансфертов. Если мы говорим о регионах, то в обмен на трансферты надо требовать выполнения определенных условий по улучшению инвестиционного климата и других структурных мер, которые могли бы способствовать ускорению темпов экономического роста.
Важно не только количество, но и качество роста. Качественный рост — рост устойчивый, основанный на росте производительности труда. Именно потенциал роста производительности труда с точки зрения неоклассической модели роста наиболее перспективен для России — из тройки факторов роста, расширение трудовых и капитальных ресурсов сопряжено с целым рядом ограничений, в связи с чем в долгосрочном плане активизация экономического роста для России сопряжена именно с ростом производительности. На сегодняшний день в России нет достаточного понимания приоритетного комплекса мер для ускорения производительности труда. Возможно, необходима национальная программа комплекса такого рода мер по повышению эффективности производства, которая бы содержала конкретные задачи-ориентиры для государственного сектора и экономики в целом. Здесь отмечу, что для крупных госкомпаний снижение издержек («на 10% в течение трех лет» — адекватный ориентир, который декларировался в 2011 году, но в дальнейшем был потерян) могло бы способствовать росту качества корпоративного управления и инвестиционной привлекательности российских предприятий.
Одним из важнейших ресурсов повышения экономического роста является сокращение доли теневой экономики, которая в последние несколько лет росла на фоне ожиданий роста налогообложения, оттока капитала и накопления диспропорций в развитии инфраструктуры. В сфере налогообложения необходимо задать критическую массу стабильности для налогового режима: по ряду ключевых налогов ввести мораторий на изменение методологии расчета / уровня ставок на период двух-трех лет — в предыдущие несколько лет неопределенность, связанная с налоговым режимом (в особенности нефтегазового сектора), стимулировала отток капитала.
Замедление экономического роста — это проблема не только системная (недостаток трудовых ресурсов, инфраструктурные ограничения, зависимость от динамики глобальной экономики), но и проблема развития ряда ключевых секторов экономики, обладающих высоким мультипликативным эффектом для остальной экономики. Это, прежде всего, касается низких показателей роста в строительстве, а также проблем транспортного сектора.
Так же, как и на отраслевом уровне, в региональном разрезе у российской экономики есть слабые звенья с точки зрения экономического роста. С точки зрения динамики промышленного производства из крупных регионов следует выделить Тюменскую и Мурманскую области, а также Москву и Волгоградскую область. С точки зрения общей динамики ВВП слабые показатели прослеживаются в Москве и ряде регионов Северного Кавказа. Интересно, что доля Москвы в ВВП страны заметно снижается — с почти 25% до кризиса до немногим более 20% на сегодняшний день. Это может свидетельствовать о том, что в условиях инфраструктурных ограничений российская экономика начинает ориентироваться на новые региональные источники роста. В целом на региональном уровне, помимо механизма обусловленности финансовой помощи, необходимо также ввести целевые показатели для таких параметров, как экспорт предприятиями региона продукции за рубеж, а также создание новых рабочих мест.
Важный аспект ускорения российской экономики — расширение рынков сбыта для российских товаров за счет повышения эффективности интеграционных процессов в СНГ, в том числе за счет совершенствования механизмов функционирования Таможенного союза. Нужно также использовать более активно меры стимулирования экспорта за счет более активной информационной и административной поддержки российских предприятий, стремящихся к экспорту продукции за рубеж. Особое внимание следует уделить стимулированию экспортной активности малых и средних предприятий за счет вышеупомянутых мер. Очень показательным в данной сфере может быть опыт Австралии по повышению экспортной активности МСП.
В корпоративном секторе в качестве одного из ориентиров для зарубежных инвестиций российских компаний необходимо сделать стимулирование экспорта на зарубежные рынки — таким образом можно повысить позитивную отдачу оттока капитала для экономического роста (данный инструмент активно использовался рядом азиатских стран, в том числе Японией, для продвижения своей продукции за рубеж).
Вообще, сейчас у России, несмотря на глубокую депрессию практически всех экономистов, комментаторов и обозревателей, есть уникальная возможность нагнать то отставание, которое образовалось за последние 20 лет по отношению к зарубежным странам. Если бы мы смогли должным образом реформировать систему и провели реформы по повышению эффективности, то на общем фоне сохраняющейся нестабильности это позволило бы сделать рывок в мировой табели о рангах и, что важнее, дало бы России возможность перетянуть на себя финансовые и торговые оттоки, которые пока что мы, скорее, теряем. Именно такими категориями сейчас очень важно мыслить, не просто пытаться защищаться от кризиса и в пожарном режиме решать возникающие проблемы, а достигать более амбициозных целей за счет активных экономических реформ.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции