Ярослав Лисоволик
Образование
Рано или поздно именно восполнение дефицита доверия к национальной валюте, финансовой, банковской системе неизбежно должно стать ключевым ориентиром экономической политики, что потребует поиска более действенных двигателей экономического роста, чем политика слабого рубля.
Несмотря на кажущиеся позитивные сдвиги в ряде областей макроэкономики, остаются значительные риски разбалансировки. Это касается прежде всего российского бюджета. Возможный отказ от трехлетнего бюджета в пользу однолетнего может негативно повлиять на выработку более устойчивой к шокам и более долгосрочной бюджетной политики.
Некоторая доля неравенства доходов является таким же двигателем конкуренции, как равенство возможностей является фундаментом устойчивости экономического роста и развития. По-настоящему успешными в области модернизации были те страны, которые концентрировались не столько на перераспределении доходов, сколько на расширении круга возможностей и создании условий для равного доступа к их использованию.
Основная задача национальной экономической политики должна заключаться не в достижении роста как можно скорее и любой ценой, а в снижении уязвимости экономики к внешним факторам и в повышении действенности мер национальной экономической политики в будущем.
Реформирование Внешэкономбанка, направленное прежде всего на решение проблемы «плохих» долгов, заставляет обратить внимание на международный опыт — как проблемы банков развития решались в других странах. Например, в Китае, где всего за несколько лет глубоко убыточный Китайский банк развития стал очень успешным инвестором.
Падение мировых цен на нефть является главным вызовом для российской экономики – более значимым, чем санкции. Причем России нужно не просто выходить из кризиса. Необходимо менять принципы функционирования всей экономической системы.