Возлюби клиента своего

Дата публикации: 01.12.2014 00:00
5 999
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Александра Самолюбова, независимый эксперт в сфере клиентского обслуживания и клиентских впечатлений
Александра Самолюбова независимый эксперт в сфере клиентского обслуживания и клиентских впечатлений
Источник
Banki.ru

Написала заголовок и вспомнила неплохой анекдот советских времен. В клубе проводят лекцию на тему «Четыре вида любви». Зал битком набит. Выходит лектор и начинает: «Существуют четыре вида любви. Первый – это любовь между мужчиной и женщиной. Но об этом столько всего сказано и написано, что обсуждать эту тему уже неинтересно. Второй вид любви – любовь мужчины к мужчине. Но мужчины такие скрытные, поэтому об этом виде любви известно очень мало и сказать нечего. Третий вид любви – это любовь женщины к женщине. Женщины такие болтливые, поэтому никаких тайн тут не осталось и добавить нечего. Четвертый вид любви – это любовь советского народа к родной коммунистической партии. И вот об этом виде любви мы поговорим подробно».

Так вот, поговорим подробно на тему любви банка к клиенту. Должен ли банк любить своего клиента? И может ли? На мой взгляд, вопросы риторические: банк не должен и не может любить своих клиентов. Но вот уважать – обязан. Любить клиента очень нерентабельно, а уважать – вполне. Уважение – отличный способ повышения лояльности клиентов и, как следствие, их удержания.

Уважение это можно проявлять разными способами. Главное, чтобы клиенты его чувствовали. Например, не должно быть очередей – ни в отделениях, ни в кол-центре. Но это легко сказать и очень трудно осуществить на практике. Обслуживание клиентов – крайне затратная вещь, в крупных банках на содержание кол-центра уходят десятки миллионов долларов в год. И возникает огромный соблазн его «оптимизировать», особенно в «тощие» годы. Путей оптимизации много, есть действительно полезные и для банка, и для клиента. Но, к сожалению, довольно часто под оптимизацией понимают простое сокращение персонала и ухудшение качества обслуживания. И тогда клиенты вынуждены по 10 минут ждать ответа оператора, слушая в лучшем случае музыку, в худшем – рекламу банка, изнывать в очередях в отделениях, ждать решения по претензии недели, а то и месяцы.

В кол-центре банка, уважающего своих клиентов, операторы отвечают на звонок в течение одной минуты, не переводят по нескольку раз вызов друг на друга, решают большинство проблем клиента при первом же звонке. Процедура идентификации клиента проста, удобна и надежна. В отделении такого банка есть электронная очередь, удобные диванчики на случай, если все же придется немного подождать, кулеры с питьевой водой.

Если клиенты такого банка подают претензию – а это случается в любом банке, каким бы «хорошим» он ни был, – рассматривается она в течение заранее оговоренного промежутка времени. Обычно от трех до пяти календарных дней, за исключением оспариваемых трансакций, требующих длительного взаимодействия с платежными системами, – хотя и тут есть возможности пойти навстречу клиенту. Если банк не укладывается в отведенное время, клиенту звонят или отправляют СМС с извинениями и указанием нового срока рассмотрения.

Возможно, многие со мной не согласятся и будут ждать от банка не просто уважения, но любви. Поверьте, напрасно. Я знаю несколько банков, где клиентов не просто уважали, а любили. В одном из таких банков любой клиент мог, например, с легкостью позвонить с претензией любому члену правления, вплоть до председателя. Надо сказать, клиенты платили этому банку взаимностью и просто обожали его. Но настал 2008 год – и банк рухнул. Не в последнюю очередь благодаря крайне неэффективной и затратной организации обслуживания клиентов.

Я также знаю банк, который не отличается страстной любовью к клиентам, но искренне их уважает. Уважение – не значит черствость. И в этом банке клиент тоже может достучаться до высшего руководства, но только в случае острой необходимости, и это не правило, а исключение. Например, одна клиентка подала претензию, где утверждала, что банкомат не выдал ей наличные. Сотрудники претензионного департамента все проверили и установили, что банкомат деньги выдал, но получила их не сама клиентка, а ее муж. Клиентка продолжала настаивать на своем: «Да, вместо меня у банкомата был муж, но денег он не получал». Никакие аргументы ни в письменной, ни в устной формах не действовали. Клиентка горько говорила: «Вы меня оставили без денег, а эти средства предназначались на лечение нашего больного ребенка». Тогда клиентке решили показать видеозапись, сделанную банкоматом, на которой явно видно, как ее муж получает деньги и уходит. Ее пригласили в кабинет зампреда. И зампред сам показал ей запись. Знаете, что она ответила? «Вы клевещете на моего мужа, вы просто не хотите платить и подделали запись!»

Сейчас для экономики вообще и для банков в частности наступили не самые легкие времена. Я знаю множество банков, причем как небольших, так и достаточно крупных, известных на рынке, которые начинают откровенно пренебрегать качественным обслуживанием клиентов. Считая очевидно, что в кризис уважение к клиентам обходится слишком дорого. Увольняются квалифицированные, опытные и оттого дорогостоящие специалисты – причем им так откровенно и говорят: «Прости, но нам сейчас не до сервиса». Сокращается штат операторов для ответов на сервисные звонки. Сворачиваются проекты. И так далее – прямой дорогой в пропасть. Ибо если любить клиентов очень затратно, то не уважать их – еще более нерентабельно и опасно.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Znaika
01.12.2014 09:08
«Вы клевещете на моего мужа, вы просто не хотите платить и подделали запись!»

На форуме этого портала (и вообще в интернете) полно историй от обиженных клиентов, напичканных субъективными "фактами", которым доверчивые читатели безоглядно верят. Потом эти читатели корректируют собственное поведение с банками на основании ошибочно сделанных выводов.
А с другой стороны, ответы банка в стиле “сам дурак и сам виноват” на жалобы клиентов тоже часто имеют место быть. У банков претензионная работа нынче - поточное производство, здесь уж не до качества и не до квалификации. И ведь действительно не понимают, что чем ниже качество их работы, тем больше поток претензий и ниже репутация банка среди населения.
0

62bps
01.12.2014 09:22
Странная какая-то логика у автора. По-моему, два приведенных анонимных (или придуманных?) примера четко показывают: 1) любить клиента невыгодно 2) уважать клиента бесполезно. Откуда взялись выводы в последнем параграфе - совершенно непонятно!
(На всякий случай - я не призываю не уважать клиента. Я о статье...)
0

Tuzikk
01.12.2014 09:23
Уважаемая Александра Борисовна!
Мне просто хочется сказать, как же замечательно, что по прошествии столь длительного периода времени, Вы снова с нами!
Спасибо за возвращение в блоги в новом статусе!
0

WoShiShei
01.12.2014 10:26
Да, уважение - это важно
вот по мне, так неуважением к клиентам являются неграмотные смски... (АкБарс, привеееетт!)

еще что страшно раздражает (почти все банки этим грешат, что я сталкивалась, тоже, я считаю, неуважение) - это отсутствие в колл-центре информации о местонахождении офисов, банкоматов, неимении актуальной информации о том, какой банкомат оборудован деньгоприёмником, а какой нет...
Звонишь из Нижнего Новгорода, а тебя консультируют из Калуги - просишь банкомат в центре города - шиш, не поможет никто. Выслушивай все банкоматы, какие есть. Удача, если они хотя бы актуально будет, а не годовой давности сведения...

вот настоящее уважение и сервис - это когда оператор на том конце для меня откроет программу дубль-гис и сориентирует, где мне искать ближайший банкомат или офис...

еще уважение - это удобный график работы офиса и удобное его местоположение - как минимум по одному офису в каждом районе города... чтобы клиент мог решить свои проблемы в нерабочее время вечером, а лучше, если в субботу (сервис уже высшего уровня, я понимаю...)

но, все равно, самое мерзкое неуважение - это, конечно, обманы, подлоги и всякие финтифлюшки, которые вылезают мелким шрифтом, в приложении, потом
когда за счет меня какие-то сотрудники планы пытаются делать по продажам фигни...
при любом сервисе телефонном, при любых местоположениях офиса, если ты меня заманиваешь ставкой в 15%, а потом одобрение идёт по 25%, а в итоге мне еще тихо впаривают страховку 20 тысяч сверху, но нахрен такой банк сдался
один раз придешь и никогда больше не вернешься
0

greblin1
01.12.2014 12:31
Верно написано. Муж давеча просидел в ВТБ-24 полтора часа, чтобы просто получить заказанную карту. при этом народу было не так уж и много. А когда на экране появился его номер - понял, что больше в этот банк никогда не придет. Карту взял, но не активировал.
0

Обучение

Материалы по теме