Снова кризис. Снова рухнувший рубль. И снова растерянность: как из этого выкарабкиваться с наименьшими потерями и жить дальше.
За последний месяц, а особенно за последнюю неделю, я прочитала множество статей, аналитических обзоров, интервью и комментариев к ним – в надежде найти какие-нибудь новые, свежие мысли. В ожидании какого-то светлого откровения: чудесного рецепта, который разом оздоровит экономику, точного-преточного прогноза о курсе рубля или хотя бы подсказки, как лучше сохранить свои скромные сбережения. Ничего. Все просто разными словами говорят практически об одном и том же, сильно напоминая рассуждения «пикейных жилетов». Но, если подумать, и впрямь, что тут можно сказать нового?
В кризис плохо всем. Но – как бы поточнее сформулировать – всем плохо по-разному и по разным причинам. Есть люди, которые не в силах были как-то подстелить соломку и подготовиться к черному дню. Например, пенсионеры, у которых пенсия тает на глазах. Больные дети, на лечение которых за границей собирали средства в рублях, разом вдвое обесценившихся. Примеров, к сожалению, можно привести много. Не побоюсь насмешек, но к числу таких примеров относятся даже олигархи, которые ведут бизнес в России и которым сейчас приходится очень несладко: их миллиарды резко сдулись (хотя что-то мне подсказывает, что до пения под гармошку вагонам им еще далеко).
Но есть люди, которым надо бы в первую очередь начать с себя, прежде чем обвинять государство, ЦБ и темные вражеские силы. Разве мы не знали, что нельзя, получая зарплату в рублях, влезать в валютную ипотеку? Патерналистские тенденции в нашем обществе еще очень сильны, поэтому так и тянет сказать: а что же вы (государство, банки – кто там еще?) нам разрешали в это влезать? Но, господа, здравый смысл и опыт предыдущих кризисов еще никто не отменял. Государство, сидящее на нефтяной игле (хотя уж лет 20 как минимум твердящее о необходимости с этой иглы слезать), никогда не застраховано от девальвации национальной валюты в случае существенного падения мировых цен на нефть. Ипотека – это не короткий потребительский кредит, это кабала на 10–20 лет. Как же можно надеяться на авось и в угоду сиюминутной выгоде пренебрегать здравым смыслом? Я ни в коем случае не злорадствую, не учу высокомерно жизни, мне искренне жаль угодивших в ловушку людей. Но надо же смотреть правде в глаза.
Очень страдают сейчас и те, кто решил сдавать в России квартиру и жить на эти средства за границей. Довольно долгое время такая стратегия себя вполне оправдывала, но сейчас эти люди оказались в очень неприятном положении. К сожалению, и здесь можно сказать то же самое: серьезно строить жизненные планы в расчете на неизменный курс рубля при наличии нефтяной зависимости невозможно.
А сколько раз всякие видные экономисты и разнообразные эксперты твердили о необходимости хранить сбережения в трех валютах: рублях, евро и долларах? Много ли найдется людей, которые послушались этого мудрого совета?
И таким примерам несть числа. Мы вновь и вновь наступаем на одни и те же грабли – и государство, и население. Как будто не было кризисов 1998 и 2008 годов. Как будто жизнь ничему не учит.
Я твердо решила не писать на тему кризиса – и без меня много желающих. Но все-таки не удержалась. Просто мне очень хочется, чтобы все мы (и я в том числе) научились извлекать уроки из тех неприятных ситуаций, в которые попадаем. Стали наконец опытнее и мудрее.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Прочитай ещё раз
Как говорил любимый поэт нашего президента: "Прощай, немытая Россия..."
Вспоминается бессмертное: "Все животные равны, но некоторые - животные равнее других"
Александра, не кажется ли Вам, что сказав А, нужно говорить и Б? То есть "фи", в сторону, клиентов валютной ипотеки неэтично, без "фи" в сторону некоторых Ваших бывших коллег, которые:
1. ставили палки в колеса, желающим перевести валютную ипотеку в рублевую, когда запахло жаренным;
2. воспользовались паникой и облегчили карманы граждан, установив дикие спреды, в обменниках.
3. теперь стоят с протянутой рукой, прося у государства денег на докапитализацию, а также разные преференции.
Почему-то простым гражданам и малому бизнесу государство не спешит на помощь. Так где у нас сильны патерналистские тенденции: в обществе или среди банкиров?