И не друг, и не враг

Дата публикации: 19.01.2015 00:00
11 728
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Александра Самолюбова, независимый эксперт в сфере клиентского обслуживания и клиентских впечатлений
Александра Самолюбова независимый эксперт в сфере клиентского обслуживания и клиентских впечатлений
Источник
Banki.ru

На мой взгляд, у населения нашей страны до сих пор не выработалось правильное отношение к банковской системе. В западном мире, давно живущем в рыночных условиях, банк воспринимается достаточно просто и рассудочно: как равный партнер, с которым можно взаимовыгодно сотрудничать. В России же отношение к банку гораздо сложнее. Оно окрашено эмоциями, причем диапазон их очень широк: от полного неприятия (образ врага) до патернализма (добрый, заботливый отец). А середина (равный партнер) как раз, к сожалению, сильно проседает.

Попробую пояснить свою мысль. Не секрет, что огромная масса жителей нашей страны относятся к банкам крайне негативно. «Зажрались», «обирают клиентов до нитки», «все время норовят обмануть» — вот их аргументы. Так и находятся в состоянии войны. Будучи убежденными, что банк – это хитрый и коварный враг и поступать с ним надо соответствующим образом, такие клиенты часто пытаются сами как-нибудь «объегорить» кредитную организацию.

Иногда, кстати, этим грешат и совершенно нормальные, лояльные клиенты. Ну, например, многие ли из нас, кто брал в банке кредиты, выплатили их в обозначенный в договоре срок? Я сейчас имею в виду не просрочку (об этом отдельный разговор), а, наоборот, досрочное погашение. Думаю, многие по мере возможности стараются погасить кредит заранее. Раньше за досрочное погашение взимался штраф, это очень возмущало клиентов, и в конце концов такой штраф законодательно запретили. По-моему, это несправедливо: ведь в этом случае банк недополучает проценты, на которые рассчитывал, поэтому он должен быть вправе наложить штраф.

Или другой пример. Потенциальный клиент хочет получить кредит и рассылает заявки сразу в несколько банков. Каждый из банков проводит определенную работу по оценке заемщика, рассчитывает условия кредита и т. п. В результате клиент выбирает наиболее подходящий ему вариант, а работа остальных банков идет в корзину. Несколько лет назад заявка на кредит считалась офертой, и деньги сразу поступали на счет клиента. Теперь же процедура стала социально ориентированной, но гораздо более дорогостоящей и трудозатратной для банка.

Предвижу, мне сейчас многие возразят, что банк никогда не останется внакладе и переложит все свои дополнительные траты на плечи клиентов. Поверьте, так получается далеко не всегда (к счастью или к сожалению – это как посмотреть). Да я сейчас и не об этом.

Патернализм – другая крайность в восприятии банка. Банк должен меня защитить, даже в ущерб собственным интересам. Кстати, эти два полюса легко схлопываются. Когда клиент не получает от банка ожидаемой поддержки, он впадает в другую крайность и начинает видеть в нем врага.

Взять ту же пресловутую валютную ипотеку. Я с некоторым удивлением прочитала отклики на мою предыдущую колонку. Например, в укор банкам говорится, что они «ставили палки в колеса желающим перевести валютную ипотеку в рублевую, когда запахло жареным». Но, господа, банк не благотворительное учреждение. Никогда им не был и никогда не будет. Почему вы стали переводить валютную ипотеку в рублевую, только «когда запахло жареным»? Почему вы не хотите в связи с этим нести дополнительные расходы, а хотите переложить их на банк? Да еще ждете, что банк сам вам в этом с удовольствием поможет?

Или другой аргумент: описывая процедуру переоформления ипотеки, автор спрашивает: «Кто же на это пойдет? Время, деньги...» Простите, но это какая-то инфантильная позиция. Вы не хотите тратить время и деньги, чтобы помочь самому себе, а банк должен это сделать за вас? Да еще в ущерб собственным интересам? Право, не понимаю такую логику. Ипотека, кстати, и так, вопреки общепринятому мнению, отнюдь не самый выгодный продукт для банка, и это еще мягко сказано. Многие банки «ввязываются» в ипотеку только для того, чтобы поддержать имидж универсальных, имеющих полный спектр продуктов.

На мой взгляд, нам необходимо как можно скорее изменить восприятие банка. Начать относиться к нему не как к другу или родственнику, не как к коварному врагу, а как к равному надежному партнеру, с которым удобно и выгодно сотрудничать. Так будет лучше и проще всем. Я отнюдь не идеализирую банки. Они разные, по-разному относятся к клиентам, и, надеюсь, мы еще об этом поговорим. Но в целом банк – очень сложный, тонкий и даже хрупкий механизм. Да, это машина по зарабатыванию денег. Но от того, насколько слаженно и бесперебойно вертятся шестеренки в этой машине, зависит очень многое и для каждого конкретного клиента, и для экономики в целом.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Дистандер
19.01.2015 00:44
Госпожа бизнес-консультант, неравного с бизнесменом потребителя защищает Закон о защите прав потребителей.
Это мировая практика, цивилизованного мира.
К чему Вы призываете ? Возврату базарных менял, ростовщиков или старух-процентщиц ?
4

kioratsu
19.01.2015 01:07
Впору уже организовывать движение клиентов в защиту права прострелить себе ногу (самостоятельно нести риски). Со своей стороны заготовлю транспарант с требованием безотзывных вкладов.
1

Zanuda
19.01.2015 02:12
С грустью читаю Ваши строки. Ведь с точки зрения клиента все происходит с точностью наоборот. Я знаю массу примеров когда клиенты годами честно соблюдают законодательство РФ и условия договоров. А потом банк нарушает свою часть обязательств – и выходит совершенно сухим из воды. При этом еще имеет наглость говорить о своей репутации.

Вот например за последний год, личный опыт. Один хороший банк, в котором я держал и держу застрахованную государством сумму рублей, долго бомбардировал меня предложением открыть кредитку. И когда я потратил свое время – благополучно отказал мне, посчитав что я могу не отдать 100.000 лимита. Другой хороший банк, который кстати по депозиту платит процентов 5% годовых, снял с меня за конвертацию при оплате авиа билета ЦБ+20% или реальный курс на день списания+15%. Это супер рентабельный бизнес я Вам скажу – если в день по 15% от суммы платежей зарабатывать)). Третий вместо валюты по договору предложил мне рубли по курсу ЦБ, причем в ограниченном их внутренним приказом объеме. Вы видели когда-нибудь заемщика который вместо очередного платежа приносит бумагу, я Пупкин В.В., приказываю ограничить выплаты по кредитам тремя рублями в месяц?? А банку нормально, можно и так. Еще один банк тупо просто не отдает валюту со счета до востребования. Нету говорят. Отдайте рублями чтобы я смог купить? НЕТ. Берите из расчета 50 за доллар, а когда мы сможем отдать валюту мы и сказать то не можем. Надо сказать что во всех вышеуказанных заведениях я был, а частично и остаюсь весьма лояльным клиентом, не задолжавшим им не копейки лишнего, и даже не подавшим ни одного иска в суд.

Вот и получается, что на самом то деле - крайний всегда клиент. И если задолжать банку – жутко невыгодное занятие, можно и без денег и без загранпаспорта остаться, то банку плевать на договорные, а тем паче просто письменные обязательства – только развлекуха..

2 киоратсу: ну у Вас же есть брокерский счет, ну зачем Вам опять подрезать неразумных физиков безотзывами? Купите облигаций, получите искомый риск в полном объеме)). Зачем обязательно лишать вкладчика иллюзии доступности средств)).
30

eagle125
19.01.2015 04:05
Автор пишет: "нам необходимо как можно скорее изменить восприятие банка. Начать относиться к нему не как к другу или родственнику, не как к коварному врагу, а как к равному надежному партнеру, с которым удобно и выгодно сотрудничать. Так будет лучше и проще всем. ??? Я отнюдь не идеализирую банки."

Жеманная и бесчестная статья. Это надо каким быть простаком и наивным, чтобы таких вот "бизнес-консультантов" принимать в серьёз.
Не нам, клиентам-физическим лицам,
а ВАМ, апологету банков-хищников, надо изменить восприятие клиента-физического лица и разглядеть в нем живое и разумное существо, способное считать копейки в своем кармане.
Вы продвигаете игру в одни ворота- облегчить банкам "обувание клиентов", когда банк, отрабатывая многомиллионные бонусы топ-менеджеров, типа Костина из ВТБ, пускается во все грешные, лишь бы "раздеть" клиента, впарить ему невыгодные банковские "продукты", особенно в условиях галопирующей инфляции и блеклого будущего . Когда физик попадает в банк от подобной госпожи, то это выглядит как игра кошки с мышкой. И эта "кошка" знает все законы и подзаконные акты и как их можно обойти, профессионально знает рыночную конъюнктуру. Тогда как физик-непрофессионал идет в российский банк ТОЛЬКО ОТ КРАЙНЕЙ НУЖДЫ, он/она что-то слышал, во что-то наивно верит. Пользоваться дорогими адвокатами он/она НЕ В СОСТОЯНИИ. Силы ВСЕГДА НЕРАВНЫЕ.
Вы не знаете/не хотите знать уровень банковского обслуживания физических лиц во многих банках РОССИИ, ДАЖЕ входящих в 30 крупнейших.
17

romunes
19.01.2015 09:05
бизнес - консультант, вопрос
Банк это "агент" в зависимости от модели "бизнеса" модели предпринимательской деятельности он проводит политику работы с клиентом, это зависит от многих факторов финансового положения банка, экономоческой среды среды банка, социальной среды клиентов. Если упрощенно "швейцарская ассоциация банков" выделяет три основные модели работы с клиентом Бизнес консультанту о них грех не знать И взависимости от этого клиент формирует свое восприятие Банка
У рационально мыслящего и практичного клиента, образованного и адекватно оценивающего финансовую ситуацию Банковская организация модель Банка в РФ, это не партнер с которым можно и нужно выстраивать отношения в рамках "Гарвардской модели" это зачастую экономический "агент" склонный к экономическим девиациям
Банковской системе РФ потребовалось 1 триллион рублей чтобы спасти, Банку Москвы в свое время потребовалось 500 млрд рублей на спасение и т.д.
Одним словом, у нормального человека у которого нет потребительской задолженности банку, который по воле судьбы, вынужден проводить платежи и хранить часть банкнот РФ банке, лишь одна модель приемлема:
"Доверяй, но семь раз проверяй" , "Если пахнет жаренным, банкноты снимай!" - это постулат Бени Бернанке
1

Обучение

Материалы по теме