Отсутствие гарантии на возмещение по вкладам в полном объеме может породить панику, от которой пострадает вся банковская система.
Если представить себе, что власти снизят страховое покрытие вклада до 90% от его размера (возможность такого варианта поручено проработать правительству), может произойти то, что мы уже наблюдали, например, в 2004 году. Если человек не будет уверен, что его вклад вернется на 100%, он при малейших подозрениях о неблагополучной ситуации в банке побежит за своими деньгами, громко топая ногами. Этот топот слышат другие кредиторы банка. Даже те, кто прежде не сомневался в благополучии кредитной организации, тоже побегут в банк. Если в банк прибежит много людей, образовавшаяся у банка толпа спровоцирует вкладчиков других банков на изъятие депозитов.
У системы страхования вкладов две стороны, как у всех медалей. Одна сторона направлена на защиту вкладчиков, ведь им действительно выплачиваются обещанные деньги. Другая сторона обращена к банковской системе. И кризис 2008 года очень ярко высветил эту сторону. Тогда благодаря системе страхования вкладов паники среди вкладчиков банков не возникло, хотя практически у всех были подозрения, что в банковской системе что-то не так. Отток вкладов наблюдался всего лишь в течение недели, да и то оттоком, строго говоря, это назвать нельзя: граждане снимали рубли, переводили их в иностранную валюту и снова несли в банк.
Когда готовился закон о страховании вкладов, принятый Госдумой в конце 2003 года, мы были убеждены, что вкладчикам нужно выплачивать только 90% от суммы депозита. Мы исходили из теоретических знаний и американского опыта. В США в 80-е годы ХХ века произошла драматическая ситуация: американские власти выплачивали вкладчиками 100-процентную компенсацию по депозитам, в частности, клиентам сберегательных банков, которых тогда в этой стране было очень много. В условиях высокой конкуренции последние соревновались между собой в предложении более высоких процентов. В конце концов настал такой момент, когда банки просто больше не смогли «отбивать» высокие ставки и стали банкротиться один за другим. Правительство прокредитовало систему страхования вкладов на огромную сумму, система была спасена, но осадок, как говорится, остался.
Мы решили учесть негативный опыт Штатов и включили в закон принцип «90% + 10%»: 90% ответственности на системе страхования вкладов, 10% – на гражданине. Так же поступила в своих рекомендациях Европейская комиссия. Однако когда первый глава Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов начал производить первые выплаты на этих условиях, оказалось, что перспектива потери 10% вклада побуждает граждан так же, как при полном отсутствии страхования, впадать в панику при малейших подозрениях в неустойчивости банка. Это заставило сначала Турбанова, а потом меня изменить свою позицию, а затем и исправить закон. Однако, очевидно, в России живет значительно больше двух человек. И некоторым из них, вполне возможно, хочется провести еще один эксперимент.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Автор привел более чем убедительные доводы, тем более, основанные на практике.
1) Горе России последних 15 лет в том, что для вождей банковской системы такое мнение опытного профессионала - это пустой звук. Ведь принятие решений и управление банковской системой в руках непрофессионалов и кабинетных ученых, которые о реальных банках и вкладчиках знают по понятиям, по наслышке или по конспектам лекций таких же кабинетных ученых, если они вообще что-то читали или слушали.
2) Автор упомянул ОДИН случай с американской системой 100% страхования вкладов. Но наши «руководители» не поняли того, что это был всего ОДИН случай, пусть даже несколько случаев, которые только доказывали верность всей системы. Инициаторы подготавливаемой паники среди вкладчиков не способны понять, почему это произошло в США: значит, были какие-то «лазейки», неточности. И надо было всего что-то «подкрутить», а не выбрасывать младенца вместе с ванной. Главари не понимают, что, хотя существует ОСАГО, аварии все же случаются. Но никому в здравом уме из-за одной или нескольких аварий не придет в голову поднять руку на ОСАГО и опять установить хаос. А вот вождям банковской системы это уже пришло в голову.
3) Наши кабинетные руководители упорно не желают/не умеют эффективно контролировать банки и вовремя отслеживать «прачечные», установить адекватные взносы в систему страхования, зависящие от степени рискованности депозитов и состояния финансов в конкретном банке, обеспечить независимость деятельности судов и их эффективную работу, установить в стране надлежащий правопорядок. Им легче ПЕРЕЛОЖИТЬ ВСЮ СВОЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НА ВКЛАДЧИКОВ. А ожидаемый результат не замедлит себя проявить. Горе российского народа в том, что НИКОГО ИЗ нынешних инициаторов отмены страхования/введения частичного страхования и предстоящей грандиозной паники вкладчиков потом НЕ СНИМУТ и НИКТО НЕ УЙДЕТ В ОТСТАВКУ. Так что, ждемс в России новой встряски!
Не верю, что предъявленные, не побоюсь этого слова, омбудсменом аргументы неубедительны для вменяемого оппонента. Тогда почему раз за разом систему страхования вкладов пытаются угробить?
А если на секундочку представить, что задачей является именно кризис банковской системы?
И не надо обвинять меня в излишнем увлечении конспирологией. Я жил в стране, в которой однажды все табачные фабрики внезапно остановились "на реконструкцию". Я видел Генерального секретаря ЦК КПСС, который по прошествии некоторого времени рассказывал о своей мечте "развалить коммунистический режим". Так что нефиг.
Открыл валютный вклад в отделении Связного банка. Без всяких карт (нет и никогда не было) и интернетов. Связной закрыл все отделения. Вклад закончился, а получить не могу. Просто нет доступа. Нарушены права клиента? Явно нарушены! Ведь вклад фактически заблокирован. Реагирует ЦБ? Нет. Считает это нормальным. Хотя должен был, по-моему, потребовать от банка, чтобы тот рассчитался со всеми клиентами, открывавшими вклады в offline'е, (без карт) перед закрытием ВСЕХ отделений.