Решение о повышении лимитов по ОСАГО принималось на фоне серьезных дискуссий. Это понятно: люди болезненно реагируют на повышение тарифов в любой сфере. Теперь автовладельцам придется привыкать к тому, что тарифы могут меняться. А страховщикам — окончательно расстаться с иллюзией, что на ОСАГО можно зарабатывать.
С 12 апреля 2015 года изменились базовые ставки по ОСАГО. По легковым транспортным средствам физических лиц произошло повышение базовых ставок на 40%. Для легковых авто юридических лиц базовая ставка не меняется.
Все мы хотим жить в цивилизованном обществе. И если попали в аварию – быстро восстановить машину. Ну и, конечно, здоровье в случае необходимости. Однако нельзя надеяться на то, что виновник ДТП имеет деньги и желание оперативно возместить нанесенный вам ущерб.
Уже можно утверждать, что за время существования ОСАГО сформировалась прослойка людей, которые привыкли планировать свое будущее и расходы, имеют опыт использования страховых услуг и научились доверять страховщикам. Нужна эта страховая услуга и государству — чтобы лимитировать расходы бюджета на социальные выплаты. Именно поэтому появляются ОСАГО, обязательное страхование опасных объектов, страхование гражданской ответственности на транспорте.
Кардинального пересмотра тарифов по ОСАГО не происходило долгое время. Лимитов ответственности на выплату пострадавшим в ДТП не всегда хватало, особенно если было более двух участников аварии и она причиняла ущерб здоровью. Требовать компенсацию сверх ОСАГО от виновника на практике не всегда продуктивно. К тому же стоимость полиса ОСАГО не всегда адекватно отражала реальную картину в конкретных регионах: в одних была завышена, в других занижена.
Ситуация в экономике изменилась. Впервые за 15 лет мы имеем реальное падение доходов населения. По самым оптимистическим прогнозам, рост ВВП к концу года не превысит 1,5%. Необходимость изменений в страховании, которое является производной от экономики, стала очевидной.
Рост лимитов затронул только 11 регионов, ровно в таком же количестве они снижены.
Теперь Центральный банк ежегодно будет пересматривать тарифы по ОСАГО. Важно понимать, что при стабилизации рубля, цен на запчасти и улучшении ситуации в экономике надзорный орган может пойти и на снижение тарифов.
Новых лимитов по ОСАГО должно хватить на восстановление здоровья (до 500 тыс. рублей на одного пострадавшего) и ремонт авто в подавляющем большинстве случаев (до 400 тыс. рублей на одного пострадавшего). Поменялась методика определения ущерба здоровью. Теперь за каждую конкретную травму пострадавшему выплачивается определенная сумма. Ранее необходимо было доказывать, сколько было потрачено на лечение.
Изменение лимитов по ОСАГО, несомненно, стало историческим рубиконом в развитии рынка. Конечно, он не рухнет, как предсказывали многие эксперты, но изменится как по количеству игроков, так и по принципам ведения бизнеса. Из 200 компаний, обратившихся к регулятору за лицензией на ОСАГО в 2003 году, на рынке осталось не более 100. Многих не устроила экономика: убыточность ряда компаний по этому виду страхования достигала 100–115%.
Работу на этом рынке продолжат те, кто не испытывает иллюзий относительно ОСАГО. На обязательном виде страхования никто в мире не зарабатывает. Для страховщиков это возможность стать ближе к потребителю. Сейчас, когда автомобилями у нас владеет почти половина населения, страховщики входят практически в каждый дом со своим предложением застраховать жилье, дачный дом, жизнь.
С 1 июля 2015 года вводится электронный страховой полис. Теперь страхователю уже необязательно ехать в офис страховой компании: выплата поступает прямо на банковскую карту. Это нововведение заметно упростит взаимоотношения потребителей со страховщиками, сделает более дружелюбной сферу ОСАГО, а заодно усилит контроль за компаниями со стороны надзора.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Иногда мне кажется, что такие статьи пишутся для проверки реакции читателей. Ведь все пронизано духом - все правильно сделано. И что государство все перекладывает на плечи граждан, и что страховщики такие бедные, и что теперь то если , наступит страховой случай, то без проблем будет. Наивность ? Пожалуй нет. Ну не наступит у нас благоденствие. Будет у нас как всегда. Платить будет население - остальные пользоваться в разной мере.
Ну и да, мелочь. Когда в вас въедет безработный водитель, никакой компенсации вы не получите. Экономия, чо
Наталья, не серьёзно это все. Категорически не работают кроссы с физиками. Можно их развивать, только если навязывать к полису ОСАГО, как совсем недавно некоторые компании делали. И то, назвать кросс-продажей полис КАСКО к ОСАГО не совсем корректно.
Поэтому вывод один. Страховой розничный рынок в России по моторным видам - может служить только одной цели - поддержанию кассового потока.