«Диджитализация» страховой отрасли, вслед за более развитой банковской сферой, становится данностью. Такой подход к ведению бизнеса позволяет банкам и страховым компаниям успешно конкурировать за клиента, причем как в корпоративном, так и розничном сегменте. Есть все основания полагать, что уже через 3–5 лет основным инструментом конкурентной борьбы за клиента станет уровень диджитализации страховой компании.
У крупных компаний сегодня автоматизированы целые блоки бизнеса, в первую очередь те, что связаны с обслуживанием договоров и урегулированием убытков. Идет процесс перехода к онлайн-продажам, страховщики активно используют диджитал-инструменты в продвижении, и многие из них уже обладают достаточной экспертизой.
По оценкам RAEX («Эксперт РА»), в настоящее время количество компаний на рынке, занимающихся директ-страхованием*, не превышает 40, а некоторые из них пока не ввели его в отдельный учет. Тем не менее концентрация сегмента снижается третий год подряд (в 2013 году на премии топ-5 страховщиков приходилось 73% от взносов, в 2012-м – 76%). Объем директ-страхования в 2014 году составил 6,6 млрд рублей (против 5,5 млрд рублей в 2013-м). Таким образом, доля сегмента составила лишь 0,7% от общего объема страхового рынка (988 млрд рублей). Однако темпы прироста сегмента (20%) значительно опережают темпы прироста рынка в целом (9,2% за 2014 год).
Страхователи по достоинству оценили новые технологии продаж. И это неудивительно. Покупка полиса в Интернете позволяет им экономить время и деньги. Например, на нашем сайте предложена целая линейка онлайн-продуктов в виде электронного документа, имеющего полную юридическую силу и соответствующего последним изменениям в законодательстве.
Делая выбор онлайн, клиент имеет возможность «собрать» продукт из необходимых рисков по принципу конструктора, а за полисом клиенту не нужно приезжать в офис – полис сохраняется прямо в телефоне.
Проникают новые технологии и в сферу обслуживания договоров. Правда, пока по-настоящему прорывные решения единичны на рынке. Например, информационный портал для HR-специалистов. Такой портал позволяет HR-специалистам удаленно администрировать свои полисы добровольного медицинского страхования. Это удобно для фирм, заключивших со страховой компанией сразу несколько договоров, имеющих большой штат или территориально распределенный бизнес. Для клиентов существенно упрощается процесс взаимодействия с компанией, а менеджмент страховщика высвобождается от необходимости выполнения рутинных операций.
Однако создание и администрирование подобного отраслевого портала для страховой компании влечет дополнительные требования к ее IT-платформе, обучению сотрудников.
Темпы внедрения новых технологий сдерживаются положением дел в экономике, готовностью клиентов воспринимать новый сервис. Тормозят приближение новой диджитал-эры в страховании и законодательные барьеры. Но главное – возможности компаний предоставлять этот самый сервис.
Повышение технологичности бизнеса означает диджитал-трансформацию во всех направлениях бизнеса, причем в глобальном масштабе, на всех этапах реализации услуги. Это огромные, постоянные инвестиции. Ведь речь идет не об удобном и привлекательном корпоративном сайте или современном контакт-центре, а о смене парадигмы IT-архитектуры, бизнес-структуры компании, продуктовой линейки.
Тем не менее «диджитализация» отрасли началась и идет полным ходом. Уже сейчас мы видим, что клиенты охотно покупают полисы онлайн, готовы их там же пролонгировать, пользуются дополнительным сервисами для коммуникации, предлагаемыми страховщиками.
Особенно восприимчивы к нововведениям молодые люди, для которых является нормой покупка товаров, билетов, а теперь и страховой услуги в Интернете. Иными словами, смена поколений неотвратимо приближает и актуализирует диджитал-трансформацию во всех сферах деятельности, включая страхование. И мы должны быть к этому готовы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
* Директ-страхование – дистанционная продажа полисов страхования (оформление полиса и расчет его конечной стоимости) через Интернет или кол-центр без участия посредников – страховых агентов.
Комментарии
Положение действует с 01.03.2015 и гласит, что:
1) некредитная финансовая организация ... обязана до приема на обслуживание идентифицировать клиента, его представителя и выгодоприобретателя;
2) все документы, необходимые для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновления информации о них, представляются в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии.
Возражение, что идентификация не проводится, если сумма операции не превышает 15 000 (условие из 115-ФЗ) не принимается. Процедура оформления страховки онлайн что у компании автора публикации что у ряда иных страховых компаний предусматривает возможность оплаты суммы страховой премии намного выше 15000. Ссылка на упрощенную идентификацию тоже не проходит, так как упрощенная идентификация в соответствии со 110-ФЗ предусматривает использование СНИЛС, ИНН или ОМС, а эти данные при оформлении страховки для выезжающих за рубеж не запрашиваются и, соответственно, нет оснований говорить про использование упрощенной идентификации.
Более того, набор фиксируемых данных, например ввод данных загранпаспорта, к примеру, вызывает сомнение - а проводится ли идентификация как таковая вообще или речь идет, к примеру, только о том, чтобы использовать введенные для страхуемых данные в полисе.
Ощущение, что либо 444-П не учитывается, либо надежда на то, что ЦБ с претензией не придет ... Так ведь наши госорганы привыкли следовать букве закона и соответствующих нормативных документов. И никакой индульгенции на право несоблюдения не выдают ...
Закон "Об организации страхового дела ..." № 4015-ФЗ предусматривает усиленную страховую подпись только страховщика. Причем необязательную ("В случае направления страховщиком ... страхового полиса ... подписанного усиленной квалифицированной ..."). Что происходит в случае направления полиса без усиленной квалифицированной - отдельная тема.
Страхователь же в соотв. с этим же законом использует простую электронную подпись.
Ну и по-прежнему из всего вышесказанного не следует, что соблюдаются требования 444-П при оформлении страхового полиса. Так что вопрос остается без ответа.