Заседание экономического совета при президенте 25 мая запустило новый этап обсуждения возможной стратегии экономических преобразований в нашей стране. Как всегда, друг другу противостоят два направления — «сторонники стабилизации» и лагерь «стимулирования роста». В основе каждой из двух концепций свое понимание приоритетов и взаимоотношений нашей экономики с глобальным рынком. Подход стимулирования экономического роста ратует в том числе за некоторое закрытие от глобального рынка и большую опору на собственные силы для генерирования роста, в то время как «стабилизационный подход» выдвигает экономическую модель, которая должна быть тесно интегрирована в мировые рынки.
Пока опыт наших прошлых кризисов свидетельствует о том, что в краткосрочной перспективе восстановление экономики во многом будет зависеть от внешнеэкономической конъюнктуры и здесь меры стимулирования экономики могут дать лишь незначительный и краткосрочный эффект. Достаточно вспомнить опыт 2008—2009 годов, а также последних нескольких лет, когда восстановление после спада в большей степени было обязано подъему цен на нефть и другим внешним стимулам по сравнению с ролью антикризисного плана. Основная задача национальной экономической политики, таким образом, должна заключаться не в достижении роста как можно скорее и любой ценой, а в снижении уязвимости экономики к внешним факторам и в повышении действенности мер национальной экономической политики в будущем.
Можно привести еще ряд аргументов против безоглядной эмиссии и других методов «накачки экономики» для выхода из кризиса: низкая адресность и неэффективность такого рода мер, снижение резервов, как монетарных, так и фискальных, а также ретуширование существующих дисбалансов, которые еще могут проявить себя в будущем.
Так, взрывной рост рублевой эмиссии чреват подрывом доверия к национальной валюте, ростом оттока капитала и уходом стимула за рубеж. Обесценение валюты, которое порождается скачкообразным ростом эмиссии, ввергает бюджет и остальную часть экономики в зависимость от слабого рубля. При этом создается порочный круг взаимодействия монетарной и бюджетной политики, который уводит экономическую политику от мер повышения эффективности и адресности расходов. Сам по себе стимул не дает значительных дивидендов по увеличению потенциального экономического роста, а дисбалансы, связанные с низкой конкурентоспособностью и завышенными издержками, остаются значительными.
Таким образом, ключевой вопрос антикризисной повестки: каким образом российская экономика может воспользоваться кризисом для повышения потенциала своего экономического роста в будущем? Здесь можно отметить несколько направлений:
— диагностика эффективности расходных статей бюджета и сокращение наименее эффективных государственных трат — в периоды бума приоритизация таких мер становится, как правило, затруднительной;
— повышение налогов: налоги на протяжении последних 10—15 лет преимущественно снижались, причем нередко довольно значительно. Кризисный период ставит на повестку дня ребалансировку налогового бремени между домохозяйствами и компаниями, а также введение прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ;
— сокращение заимствований госкомпаний и снижение долгового бремени, работа над «плохими» долгами;
— приведение роста заработной платы в большее соответствие с темпами роста производительности труда, принятие мер по повышению эффективности производства на предприятиях госсектора;
— введение элементов обусловленности предоставления финансовой помощи как для регионов, так и для корпоративного сектора;
— приватизация — наряду с фискальной ролью в дальнейшем данный процесс должен будет больше ориентироваться на улучшение корпоративного управления.
Разумеется, оптимальный вариант — обходиться без кризисов как средства стимулирования реформ. К несчастью, здесь Россия оказывается жертвой «двойного фатализма», который является своего рода продуктом зависимости нашей экономики от высоких цен на нефть. С одной стороны, сами реформаторы на протяжении последних десяти лет сетовали на невозможность реформ без кризиса и масштабного падения цен на нефть. С другой стороны, присутствовал также фатализм несколько иного толка — делалась ставка на длительный период высоких нефтяных цен и упование, что если и будет «просадка», то кратковременная. А восстановление цен на нефть последует, как в 2008—2009 годах, за счет экономического стимула в крупнейших экономиках мира. В результате кризис как средство реанимирования экономической политики и стратегии развития стал безальтернативным — у концепции бескризисного реформирования экономики не было ни единого шанса.
Для устойчивого роста нужен фундамент стабильности, и поэтому последовательность выхода из кризиса должна определяться первоначальным достижением устойчивости экономики с последующим увеличением монетарного и бюджетного стимула. Гораздо более важной задачей, чем сам по себе выход на положительные темпы роста, является преодоление системных дисбалансов — зависимости от цен на нефть, чрезмерной чувствительности к спекулятивным потокам капитала, неэффективности основных инструментов экономической политики, прежде всего госрасходов.
Настоящее преодоление текущего кризиса будет заключаться в том, чтобы использовать его для исправления ключевых дисбалансов нашей экономики. В противном случае нас ждут нескончаемые «горки» на рынках и постоянная фиксация на краткосрочных колебаниях конъюнктуры без долгосрочных ориентиров развития.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Почему место бла-бла не назвать конкретные статьи бюджета, которые по вашему мнению должны попасть под секвестр?
Почему говоря о повышение налогов вы не даёте расчёт обосновывающей величину повышения, по вашему мнению, необходимой ставки НДФЛ. 13% мало, а сколько надо и если дифференцировать, то дайте диапазоны примерные. Вы утверждаете что налоги 10-15 лет снижались, вы имеете ввиду и физиков и юриков? Вы ведь не уточняете? Если они снижались, то почему при малейшем повышения налогов малый бизнес закрывается или уходит в тень? Почему они непосильные если они все время снижались?
Сокращение заимствований компаний? Вы предлагаете. Отлично. Я за. Как конкретно? Что можно предложить бизнесу при нынешних кредитных ставках? (Удавится)
Производительность труда это вообще старый особый (сакральный) треп... Что рабочий виноват что оборудование по стране с износом под 100%? Место этого умные аналитики предлагают этого работягу натурально раздеть налогами и снижением зарплаты. Потрепались о восстановление станкостроения последние пару лет, а воз и ныне там.
Вот моё любимое: "введение элементов обусловленности предоставления финансовой помощи как для регионов, так и для корпоративного сектора". При избыточной налоговой нагрузке на местные бюджеты. Которая за последние 10-15 лет растёт и конца не видно. У нас 5 вроде профицитных регионов, очнитесь.
Очень интересно как приватизация связана с корпоративным управлением. И что вы понимаете под этой связкой. Вот Роснефть продают китайцам, как это повлияет на корпоративное управление и как это будет касаться России, потерявшей контроль над главным донором бюджета.
Автор, если не знаешь что писать не пиши. Мало нам болтовни чиновников. На эти же темы без элементарного понимания.
- Это в точку.
Блин, они все говорят одно и то же - в том числе что гос. компания не может быть эффективной. Это же просто какая-то слепая вера в догмы. Вот есть Боинг, например. Ой -ой, долю пентагона надо срочно продать, ведь неэффективно жеж!
Особенно меня радует приведение зарплат к росту производительности. Это ж просто указка-насилие МВФ тем, кто у него кредиты хочет получить. Вот странно. Мы от кредитов МВФ не зависим, а умники предлагают урезать ЗП и повышать налоги. С такими друзьями и врагов не надо. Я уж молчу, как это сожмет спрос и повысит цены. Набиулина посмотрит, скажет "ай-ай, инфляция. Надо срочно ставку повышать."
Согласен. И это должна быть не просто эмиссия, а целевая программа. Частично это уже происходит в некоторых компаниях. Например, Роснефть осуществляет программу модернизации своих нефтезаводов. Но это надо делать в масштабах страны, во всех ключевых отраслях. Конечно, будет расти курс доллара, но в определенных пределах, до 80 руб/долл это будет даже полезно. "Взрывной" рост эмиссии не нужен. Ничего взрывать не надо. Требуется рассчитать средства, необходимые для строительства или технического перевооружения определенного числа заводов, так сказать первой очереди, или пилотного проекта. А дальше по результатам корректировать темп инвестиций. Вопрос только в квалификации экспертных групп по отбору проектов. В приоритете должны быть производства, производящие те товары, которые сейчас мы покупаем за валюту.
автор, если вы уж взобрались на трибуну, так извольте оперировать цифрами, из которых состоит экономика. здесь не нужно лишних слов, здесь сплошная бухгалтерия - денежные суммы, статьи, доход - расход.
вот и покажите фин. неграмотным народным массам, как "реформы" изменят денежные потоки, где у кого прибудет, а у кого убудет. где подорожает, а где подешевеет...
ааа... некрасиво получится? пропадет магия таинственности? да ничего... хуже уже не будет, потому что данные приевшиеся, тиражные фентази, красотой, мягко говоря, не блещут...
автор, а вы разве не знаете, что корень всех экономических проблем, лежит в политической и экономической монополии, которую держат, "по закону", люди государевы? и без решения этой проблемы, все остальные разговоры о реформах, это или несбыточные фэнтази, или выворачивание карманов у населения и стимулирование этого населения к высокой производительности труда, посредством голода и куска хлеба.
и конечно же, вы не знаете, что самая низкая "производительность труда" в нашей стране, у людей государевых. от их труда "на благо народное", один вред, но при этом, они поглощают львиную долю всех гос ресурсов. (это не только их зарплаты. это еще и косвенные их привилегии, их, полученный ими, "за заслуги пред отечеством" бизнес, на процветание которого и и работает вся страна!)