Прямая речь главы Банка России Эльвиры Набиуллиной перед депутатами Госдумы неделю назад звучала так: «Я исхожу из того, что инфляция среднесрочная будет около 4%, а это значит, что инфляционные ожидания населения снизятся соответствующим образом, и к 2020 году наша ключевая ставка может быть 6,5—7%». Впервые регулятор озвучил долгосрочные номинальные ставки, которые видит перед собой, хотя цель в 2,5—3% «реальной» ставки звучала и ранее. Директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ Игорь Дмитриев на днях озвучил более широкий диапазон по ключевой ставке: 6—7%. Напомню, сейчас ставка находится на уровне 9,25%.
Такие долгосрочные цели, помимо интереса с точки зрения макроэкономики, вызывают еще и личную заинтересованность: если ключевая ставка будет вблизи 6,5%, то сколько же можно будет заработать на депозитах? Банки устанавливают ставки, главным образом ориентируясь на две вещи: во-первых, это ставки на межбанковском рынке — базовые ставки краткосрочного фондирования, очень тесно привязанные к уровню ключевой ставки; во-вторых, это собственная потребность в ресурсах исходя из планов и ожиданий по росту бизнеса. Последний фактор, как правило, тесно коррелирует с экономикой — при бурном экономическом росте кредитная активность бывает высокой, а «невозвраты» по кредитам — низкими. И чтобы фондировать рост бизнеса в тучные годы, банки готовы платить повышенные ставки по депозитам. Наши текущие оценки позволяют говорить лишь об 1—2% роста ВВП в ближайшие годы. В зависимости от состояния внешней конъюнктуры такой рост является относительно низким и, как правило, не создает повышенного спроса на кредиты. Поэтому в ближайшие годы ожидается дальнейшее снижение ключевой ставки и отсутствие резкого роста банковского бизнеса, а соответственно, и потребностей в его фондировании. Что предполагает дальнейшее снижение ставок по депозитам.
Если верить бюллетеню банковской статистики от Банка России, то в феврале 2017 года (последние доступные данные) средневзвешенная ставка по депозитам от полугода до года составляла 6,7%, от года до трех лет — 7,3%, свыше трех лет — 7,6%. То есть премия за «долгосрочный» депозит составляет 0,9 п. п. от краткосрочного депозита.
В мае 2017 года максимальная ставка по депозитам в десяти крупнейших банках снизилась до минимальных исторических значений — 7,69%. Тренд на снижение ставок, сформированный еще в январе 2015 года, когда ставки обновили локальные максимумы, продолжается третий год подряд.
Чтобы понять, на каком уровне «закрепятся» ставки по депозитам при ключевой около 6,5%, вернемся в 2013 год. Тогда ключевая ставка ЦБ только была введена, составляла 5,5%, и полгода после этого она оставалась неизменной. Кривая депозитных ставок для населения тогда выглядела так: от полугода до года ставки составляли 7%, свыше года — 7,7% (разбивки на 1—3 года и выше трех лет ЦБ не публиковал). Однако даже по приведенным данным видно, что при более низкой ключевой ставке (почти в два раза ниже текущих уровней), слабом росте экономики (1,3% в 2013 году) ставки по депозитам были выше текущих уровней. Это объясняется высокими темпами роста кредитов: почти на 13% росли кредиты предприятиям и на 30% — физическим лицам.
Сейчас рост кредитования минимален, и предпосылок для его ускорения по текущим ставкам нет. Следовательно, при схожих условиях и отсутствии кредитного бума в ближайшие годы ставки по депозитам продолжат плавно дрейфовать вниз. Хорошая новость состоит в том, что большую часть ожидаемого снижения ключевой ставки по депозитам уже отыграли. Например, доходность 10-летних ОФЗ, как правило, исторически имеет премию к ключевой ставке около 0,5 п. п. Ставки по долгосрочным вкладам, учитывая исторические реалии, вероятно, будут ниже ставок долгового рынка на соответствующие сроки. То есть ставки по вкладам от трех лет могут стабилизироваться на уровне 6,5%, среднесрочные ставки — около 6%, и деньги до года на розничном рынке интересно будет привлекать лишь по ставкам 5,5—6%. Таким образом, при потенциале снижения ключевой ставки еще на 2,75 п. п. в ближайшие 3—4 года потенциал снижения ставок по вкладам ограничен 0,5—1 п. п.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
В Авангарде от 6.75 до 7.25(если ежемесячно) или 7.75(если в конце срока). В Альфе 92/184/276/год-6.2/6.3/6.2/6.2 . 550/2г/3г-5.8/5.5/5.3 . Так что запас для падения ставок в Авангарде и в Альфе есть.
Тренд на искусственное продавливание вниз депозитных ставок сформировался еще в 2010, параллельно сопровождаемый филигранными корректировками тогда еще все определяющей ставки рефинансирования. Кончилось все печально.) Впрочем, как обычно.
Ничего примечательного и аналитического в статье нет.
в 2013 ставки были большие, в первую очередь не от роста кредитования, а потому что банки в те времена, какие ставки хотели, такие и давали. а теперь, верхние границы ставок БС, через ряд нехитрых операций, устанавливаются в приказном, ЦБшном порядке.
в будущем, о котором говорит автор, я нахожу жесткое противоречие по депозитным ставкам.
у государства, цель одна - загнать эти ставки в ноль. .да еще и намертво прикрутить депозиты к банкам, что бы их оттуда несознательный народец, при любом раскладе, вытащить не смог.
население же, при дальнейшем снижении ставок, даже при условии сохранения сегодняшней фни стабильности. (в которую я не верю) начнет просто держать средства в валюте, что для интересов "государства", обернется кошмаром.
а когда закончится сегодняшняя стабильность валютная, которая во многом и держится на большой разности ставок рублевых и валютных и начнет визжать масса банков малоимущих, которая пока сидит. прикрывшись "рисованными" плакатами "в нашей БС - стабильность" и "да не нужны нам ваши деньги!", то... это будет нечто...
по законам рынка, рублевые депозитные ставки. должны будут резко взлететь. а ЦБ будет продолжать гнуть свою линую - зверье серийное, имейте совесть, у наших банков малоимущих, и так нет денег, а вы с них процент требуете.
...и пойдет "зверье", со своими депозитными долями малыми, на выход, и в валюту. что очень сильно усугубит ситуация. и такого "исхода", из банков, и из рубля, допустить нельзя.
вообщем, в будущем, будет "весело". и итог этого "веселья", банковско - процентного, непредсказуем.