Трудовая миграция больше не компенсирует естественную убыль населения. Означает ли это, что на рынке труда образуется дефицит кадров и работодателям придется поднимать зарплаты?
Число долговременных международных мигрантов в Россию не растет с 2014 года, а их выбытие продолжает увеличиваться. Миграционный прирост населения в 2018-м был самым низким за все постсоветские годы, он больше не компенсирует потери населения в результате естественной убыли. Об этом говорится в апрельском мониторинге экономической ситуации в России, подготовленном экспертами Института Гайдара.
Россия не зовет
«Потенциал миграции в Россию из многих постсоветских стран близок к исчерпанию, особенно это касается стран западной части бывшего СССР. Число проживающих за пределами России русских и представителей титульных народов России сильно сократилось вследствие более чем четвертьвековой репатриации на историческую родину. Помимо этого, между многими странами и Россией уже не так велика разница в социально-экономическом развитии даже по сравнению с 2000-ми годами. Это делает выбор миграции в пользу России не столь однозначным, жители все большего числа стран переориентируются на миграцию в ЕС и другие страны», — говорится в исследовании.
Численность временных мигрантов, пребывающих в течение года в России, последние три года колеблется на уровне 9,2—10,2 млн человек (в 2013—2014 годах показатели в основном находились в пределах 10—11,5 млн). В начале 2019 года также не наблюдается признаков возврата к докризисным показателям временной миграции. Временная миграция — это по-прежнему в основном миграция из стран СНГ: на 1 апреля 2019-го в России находилось 8,2 млн граждан из этих стран (86%), на 1 марта — 8,1 млн (85%). Лидирующие позиции сохраняют приезжие из стран Средней Азии и с Украины.
Эксперты Института Гайдара указывают, что перспективы миграционного прироста населения России приобретают особую значимость в условиях возобновившейся естественной убыли населения, которую в 2018 году миграция уже не смогла компенсировать.
Кадрам мешает все
В ближайшие годы обойтись без трудовых мигрантов будет сложно, считает финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека. «В России сложилась ситуация условной «монополизации» ряда отраслей, где значительную долю персонала составляют трудовые мигранты, преимущественно из стран Средней Азии. В основном это те сферы, куда по тем или иным причинам не так охотно идут работать российские граждане. Это сферы торговли, транспорта, ЖКХ и благоустройства, а также строительство и сельское хозяйство. Безусловно, какую-то часть дефицита кадров в названных выше отраслях можно будет закрыть, в той же розничной торговле это, на наш взгляд, реально. Но полностью решить проблему кадрового дефицита в России без привлечения приезжей рабочей силы в ближайшие годы будет сложно», — говорит Дейнека.
Можно предположить, что число долговременных мигрантов в России не растет из-за их невидимости для миграционных служб — как правило, процесс регистрации затягивается, человек переезжает из одного населенного пункта в другой и переходит в режим нелегального пребывания на территории страны, рассуждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Сейчас вводятся поправки в законодательстве, для того чтобы ускорить процесс легализации нахождения мигрантов в России и их депортации в случае установки нежелательности нахождения на территории РФ. На данный момент можно говорить о нехватке именно высококвалифицированных кадров — на начало 2019 года эта цифра составила 967,8 тысячи вакантных мест, — однако это проблема сугубо системы образования и повышения квалификации работников», — указывает он.
По словам начальника отдела глобальных исследований «Открытие Брокера» Тимура Нигматуллина, в теории отток квалифицированной рабочей силы из РФ должен оказывать существенное влияние на уровень безработицы. «В 2018 году безработица в России из-за демографии и слабого рубля закрепилась заметно ниже уровня NAIRU — показателя естественного уровня, не влияющего на инфляцию. Все, что под ним, обычно несет в себе проинфляционный эффект. Соответственно, в этом случае из-за недостатка на рынке «свободных рук» создаются предпосылки для повышения работодателями зарплат темпами, опережающими рост производительности труда. Тем не менее повышение МРОТ (повысилась стоимость рабочей силы) и пенсионного возраста (больше количество экономически активного населения) пока ограничивают данный фактор», — отмечает Нигматуллин.
Время работодателя, а не работника
В случае уменьшения числа мигрантов тенденции на рынке не поменяются — сейчас время работодателя, а не работников, уверена ведущий аналитик «Эксперт Плюс» Мария Сальникова. «Диктовать тенденции оплаты труда будут работодатели, а не население страны. Работа в стране есть, при желании удовлетворять потребности отдельных граждан и семей в целом можно существующими предложениями оплаты на рынке труда. На экономике России сокращение миграционных потоков скажется лишь ухудшением официальной статистики по приросту населения. Улучшить условия для молодых семей и спровоцировать желание поддержать рост демографии в стране за один 2019 год социальными «плюшками» не получится», — считает она. «Вопрос не в количестве мигрантов, а в их качестве. Работу без специализированных знаний и навыков смогут выполнять граждане Российской Федерации. Можно сказать, что наступает момент, когда населению нужно просто работать, невзирая на престижность деятельности и уровень оплаты. Или просиживать дома и ждать лучших времен или лучшего предложения на рынке труда месяцами», — добавляет эксперт.
Даже при росте кадрового дефицита у бизнеса не будет возможности платить больше, считает Сергей Дейнека. «Во многом сокращение притока мигрантов в последние годы было вызвано снижением уровня оплаты труда, которое дополнительно усугубилось девальвацией российской национальной валюты. С большой долей вероятности можно предполагать, что кадровый дефицит будет расти, однако бизнес сможет реагировать на эти вызовы крайне ограниченно и точечно, тратя деньги только на особо ценных специалистов. Работодатели всегда заинтересованы в сохранении кадров, но для увеличения выплат персоналу требуется развитие бизнеса и экономическое развитие страны в целом. Мы же наблюдаем в последние годы неуверенный экономический рост, который не позволяет компаниям наращивать свои расходы на персонал», — резюмирует эксперт.
Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru
Комментарии
По данным Всемирного банка, в ближайшие 10 -12 лет ежегодные потери трудоспособного населения в РФ- будут составлять около 1%. Таким образом, нехватка трудовых ресурсов составит 12 млн человек, которых придется искать за рубежом. Естественная убыль трудового потенциала страны ожидается, по меньшей мере, до середины века . Следовательно, труд будет одним из самых дефицитных ресурсов России в течение длительной перспективы.
Такого мнения придерживаются и наше экспертное сообщество занимающиеся изучением миграционных проблем:(лаборатории анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН; Института демографии НИУ ВШЭ; эксперты Российского Совета по Международным делам).
По мнению многих экспертов , такую огромную потерю численности трудоспособного населения (более 12%) за такой короткий срок невозможно будет возместить только за счет повышения производительности труда, реструктуризации экономики, вывода на рынок труда части экономически неактивного населения – домохозяек, пенсионеров, инвалидов и т.д. Не решит проблемы и более активное использование потенциала внутренней трудовой миграции – ведь дефицит работников постепенно затронет все российские регионы. Таким образом, без использования иностранной рабочей силы, причем во все более возрастающих масштабах, России в ближайшее 10–15 лет не обойтись X
В деятельности ГУВМ МВД России,отсутствует комплексный подход урегулированию процессов сфере трудовой миграции, отсутствует какое либо взаимодействие с компетентными органами государств,граждане которых прибывают в РФ в качестве трудовых мигрантов.
Отсутствие же взаимодействия только лишь- с компетентными органами Узбекистана в сфере трудовой миграции:Агенством по внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения;МВД- Республики Узбекистан привело к тому,что около 2 млн..граждан Узбекистана в нарушение требований законодательных актов своей страны, регулирующих правоотношения в сфере трудовой миграции осуществляют трудовую деятельность в РФ.
В соответствии с названным Постановлением при Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции созданы:
-Центр предвыездной адаптации и обучения граждан,основными задачами которого определено:
-осуществление по договорам с Агентством по вопросам внешней трудовой миграции и региональными Бюро по трудоустройству граждан за рубежом предвыездной адаптации и обучения граждан;
-информирование граждан, выезжающих на работу за рубеж, об основах законодательства, традициях и нормах поведения в стране въезда;
-обучение языку страны въезда на уровне, достаточном для общения и выполнения трудовых функций, правилам техники безопасности и охраны труда на производствах, в которых предстоит трудоустройство по контракту;
-проведение, с привлечением уполномоченных медицинских учреждений, комплексного медицинского освидетельствования состояния здоровья граждан, направляемых для трудоустройства за рубеж, с учетом требований зарубежных работодателей;
-постоянно действующая Межведомственная комиссия по отбору кандидатур для отправки граждан Республики Узбекистан на работу зарубежные страны,в состав которой по должности включены:
Министр труда и социальной защиты населения РУз-Председатель комиссии;
Заместитель министра труда и социальной защиты населения РУз;
Начальник управления въезда и выезда и гражданства МВД РУз ;
Начальник отдела Службы национальной безопасности РУз;
Начальник отдела по надзору за соблюдение законов сфере межнациональных и международных отношений Генеральной Прокуратуры РУз;
Начальник управления правовой помощи гражданам Министерства юстиции РУз;
Начальник Консульского управления МИД РУз;
Инспектор Аппарата Президента РУз;
Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава РУз;
Заместитель начальника Агентства по вопросам внешней трудовой миграции Минтруда и социальной защиты населения РУз.
Мигрант-изначально нарушивший законодательство своей страны регулирующего правоотношения в сфере трудовой миграции,не пожелавший пройти пред выездную подготовку своей стране(на более выгодных для него условиях чем в РФ);не получивший специального разрешения на осуществление трудовой деятельности за рубежом в компетентных органах своей страны,вряд ли станет участником интеграционных программ инициируемых МВД РФ и региональными властями,и после пересечения государственной границы РФ-исчезнет на бескрайних просторах нашей страны!
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, с хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан сотрудничает почти 70 регионов Российской Федерации. По результатам данного сотрудничества товарооборот России с Республикой Узбекистан в 2013 году, по данным таможенной статистики, составил 4 062,7 млн. долл. США.Сумма же денежных переводов отправленных в Узбекистан трудовыми мигрантами за тот же период,по различным оценкам- составило 6 600 млн.долл.США,а за 2012 год это сумма составляла 5 668 млн.долл.США.И это только лишь денежные переводы,отправленные в Узбекистан.Если даже предположить,что из 3 млн.трудовых мигрантов , лишь 1.5 млн. раз год уезжая в отпуск увозить с собой в Узбекистан наличными хотя бы по 2000 долл.США-это еще 3 млрд.долл.США.И по самым минимальным оценкам общая сумма составляет 9 600 млн.долл США- и это более чем в ДВА раза превышает сумму годового товарооборота Узбекистана с Россией!
Реально же, по оценкам различных экспертов среднемесячный заработок мигранта колеблется от 500 до 550 долл.США и не сложные расчеты показывают ,что граждане Узбекистана в год зарабатывают на территории России 18-19.8 млрд.долл.США!
Эти статистические данные я приводил в 2014 году,в своем обращение Президенту РФ и др.компетентным должностным лицам, о ликвидации ФМС России и передачи её функции МВД РФ(успешно реализовано Указом Президента РФ №156 от 5.04.2016 г.).
50% от этих доходов трудовые мигранты из Узбекистана оставляют в России(съем жилья, питание, транспорт, связь,прохождение медкомиссии , за медстраховка ,за тестирование на знание языка ,ну и на коррупционную составляющую ,куда же без неё, родимую!).
В 2018 году Россия продала за рубеж военную продукцию на 7 миллиардов долларов(а какой процент прибыли от этих продаж не известен!). Такой информацией поделился гендиректор Рособоронэкспорта Александр Михеев.
Как видите без- всяких вложений ,Россия получила больше дохода от мигрантов только лишь из Узбекистана, чем с торговли вооружением!
Как сообщает "Парламентская газета» Временно исполняющая обязанности начальника миграционного главка МВД РФ Валентина Казакова рассказала, что доход от продажи патентов трудовым мигрантам в России в 2018 году составил 57 миллиардов рублей.
В бизнесе сверхприбылей уже нет, так что чиновникам от ЖКХ и выше нужно меньше воровать, но как вы понимаете без смены главного лидера хотя бы на комика из Уральских пельменей ситуация точно не изменится...