Коэффициент «бонус-малус» (или коэффициент безаварийности) — один из главных факторов, влияющих на цену полиса ОСАГО. Чем аккуратнее водит водитель и чем реже он становится виновником ДТП, тем ниже этот коэффициент. Минимальный КБМ — 0,46, скидка на ОСАГО с таким КБМ составляет 54%. Разобрались, как получить и сохранить минимальный коэффициент «бонус-малус» (и покупать ОСАГО дешевле).
От чего зависит КБМ
Коэффициент «бонус-малус» определяется классом водителя — он, в свою очередь, присваивается в зависимости от количества выплат по ОСАГО при ДТП и варьируется от класса М до 13-го. Класс М присваивается водителю, который часто становится виновником ДТП и за которого страховая компания выплачивает компенсации. 13-й класс — у самого аккуратного водителя, который много лет подряд не попадает в аварии.
Таблица расчета КБМ, приведенная в указании ЦБ от 08.12.2021 № 6007-У
Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ | Класс КБМ | ||||
отсутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более трех страховых возмещений за период КБМ | ||
М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
- у водителя с классом от М до 12-го за год езды без выплат при ДТП класс повышается на один пункт
- у водителя с 13-м классом при вождении без ДТП КБМ на следующий год остается минимальным
- если произошло хотя бы одно ДТП с выплатой по ОСАГО, класс падает на несколько пунктов, а вернуться к предыдущему классу можно будет только спустя несколько лет
Какой водитель считается новичком и когда он сможет получить минимальный КБМ
У человека, который только что получил права, по умолчанию 3-й класс и КБМ 1,17.
Важно знать, что стаж водителя отсчитывается от момента получения прав вне зависимости от того, водит человек или нет. Однако за это в формуле расчета страховой премии по ОСАГО отвечает другой коэффициент — возраста и стажа (КВС).
Если вы получили права 10 лет назад, а впервые сели за руль только в этом году, при расчете ОСАГО ваш класс и КБМ будут такими же, как у начинающего водителя.
Класс водителя будет увеличиваться, а КБМ уменьшаться с каждым годом страхования ОСАГО и безаварийной езды. Таким образом, класс начинающего водителя без ДТП за 10 лет вырастет до 13-го, и его КБМ станет минимальным — 0,46.
Как вернуться к минимальному КБМ после ДТП
Для увеличения класса на один пункт водителю нужен год аккуратного вождения без ДТП. Однако всего одна авария в течение года, в которой водитель становится виновником и страховая платит за него компенсацию, уменьшает класс сразу на несколько пунктов. Это значит, что вернуться к предыдущему КБМ можно будет только через несколько лет безаварийной езды.
Чем выше был класс и ниже КБМ, тем сложнее его будет вернуть. Например, класс новичка после одного ДТП падает с 3-го пункта до 1-го, соответственно, вернуться к 3-му классу можно будет через два года безаварийной езды. Если же у вас 13-й класс с минимальным КБМ 0,46 и вы станете виновником ДТП, ваш класс упадет сразу до 7-го. Это значит, что вернуться к минимальному КБМ вы сможете только через 6 лет вождения без ДТП.
Как получить минимальный КБМ: главное
- Человеку, который только что получил права, нужно 10 лет, чтобы снизить коэффициент «бонус-малус» до минимального.
- Водителю, у которого большой опыт безаварийной езды и благодаря этому минимальный КБМ, нужно продолжать стараться водить максимально аккуратно.
- Чем ниже ваш КБМ, тем «дороже» вам обойдется ДТП, в котором вы станете виновником.
- После аварии класс водителя падает сразу на несколько пунктов, а восстанавливается по одному пункту за каждый год безаварийной езды.
- Самый лучший способ получить минимальный КБМ и сохранить его — водить долго и аккуратно и не попадать в ДТП.