С 2023 года все налогоплательщики платят в бюджет по-новому: платежи поступают на единый налоговый счет. Соответственно, изменились и формы справок о налоговых задолженностях.
Рассказываем, какие виды этих документов бывают и в каких случаях они нужны, как их получить и какие документы для этого потребуются.
Что такое справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам
Есть три вида справок:
- справки о наличии на дату запроса положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС;
- справки о принадлежности сумм, которые перечислены или признаны в качестве ЕНП;
- справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов.
Сальдо — это остаток по счету. Когда сальдо нулевое, это значит, вы ничего не должны бюджету, положительное — вы переплатили по налогам, отрицательное — у вас есть задолженности. Первую и вторую справки, как правило, заказывают юрлица и предприниматели, когда разбираются со своими бюджетными платежами.
В них есть подробная информация, за что именно не заплатил налогоплательщик, сколько накапало пеней и штрафов.
Гражданам же достаточно последней справки. Она нужна, чтобы узнать, есть ли у компании, ИП или физлица неисполненные обязанности перед бюджетом. В ней нет детальной информации о сумме задолженности или детальной разбивки по видам платежей, а просто написано — «имеет» или «не имеет задолженностей». Соответственно, если есть задолженность хотя бы в несколько копеек, выдадут справку, что вы должник перед госбюджетом.
Поэтому перед подачей заявления, чтобы получить документ, стоит проверить, не задолжали ли вы по налогам. Проще всего это сделать с помощью банковского приложения. Введите в нем ИНН и в течение часа придут счета на оплату от ФНС, которые можно моментально оплатить. Однако для этого понадобится банковская карта.
Также есть справка об отсутствии задолженности по уплате налогов. Она нужна в очень специфическом случае — при выходе из гражданства России. Этот документ формирует исключительно Управление международных налоговых отношений ФНС.
Как получить справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам
Самый простой способ получить справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам — обратиться лично в отделение ФНС по месту жительства человека или по месту учета юрлица или ИП. С собой необходимо иметь:
- паспорт;
- заявление. Его можно заполнить заранее (вот образец) либо попросить шаблон на месте и попросить инспектора о помощи с заполнением;
- ИНН. Документ не нужно предоставлять, но номер налогоплательщика понадобится, чтобы заполнить заявление;
- доверенность или другой документ, подтверждающий полномочия представителя, если за справкой обращаетесь не вы.
Справку выдадут бесплатно. По закону у ФНС есть 10 дней, чтобы ее сформировать, но на деле это происходит быстрее — через пару часов либо на следующий рабочий день.
Отправить документы также можно по почте. В этом случае справка придет тоже письмом либо вы сможете забрать ее лично.
Подать заявление, чтобы получить справку об отсутствии налоговых задолженностей, можно также в личном кабинете налогоплательщика. Для этого способа обязательно понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Если ее нет, получить электронный вариант справки не получится.
Зайдите в раздел «Налоги» и в столбце «Подать обращения» выберите «Запрос справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов». Часть полей в заявлении уже будет заполнена, но часть данных придется ввести самому.
По закону электронный и бумажный варианты справок имеют одинаковую силу. Тем не менее на практике по месту требования могут попросить именно бумажный документ — на нем есть печати и подписи инспектора ФНС.
Однако есть способ, который поможет обойти это ограничение: к электронной справке налоговики прикрепляют файл ЭЦП сотрудника. Это подтверждает подлинность документа. Поэтому сохраняйте не только файл справки, но и все остальные вложения.
Для чего нужна справка об отсутствии налоговой задолженности
Чаще всего справку об отсутствии налоговых задолженностей получают юрлица и ИП. Им она нужна, чтобы участвовать в государственных закупках и корпоративных тендерах. Предпринимателям нельзя участвовать в торгах, если у них есть хотя бы один долг по налогам и сборам, а справка — один из необходимых документов для подачи заявки.
Еще такая справка понадобится при ликвидации, смене юридического адреса или смене бухгалтера. И, наконец, документом могут обменяться контрагенты, чтобы убедиться в надежности предстоящей сделки, — ведь чем больше долгов, тем выше риск банкротства, а это значит невыполнение обязательств.
Такую справку также могут попросить банки, причем как у физлиц, так и у предпринимателей. Перед выдачей крупного займа кредитор хочет убедиться, что у потенциального заемщика нет крупных обязательств перед госбюджетом.
Физлицам же эта справка нужна в следующих случаях:
- при повышении на позицию топ-менеджера либо трудоустройстве в госучреждение или финансовую компанию;
- для подтверждения уплаты имущественных налогов — к примеру, бюджетников об этом просят ежегодно;
- при оформлении виз;
- для оспаривания кадастровой стоимости земли или другой недвижимости.