Осенью и зимой в связи с частыми осадками и низкой температурой вождение становится более опасным, так как вырастают риски заноса автомобиля, а значит, и аварий. Разобрались в нюансах и правилах вождения, которые помогут избежать ДТП на мокрой и скользкой дороге.
Опытные водители знают, что самый опасный момент при вождении во время дождя — первые часы, так как пленка из пыли, песка и масла, покрывающая дороги, при попадании на нее воды превращается в скользкую массу. Сцепление шин с асфальтом ухудшается, и машина может потерять управление. Смыть ее и сделать дорогу вновь безопасной может только сильный ливень, и то лишь спустя несколько часов.
Кроме того, из-за капель воды на стеклах и зеркалах сильно снижается видимость на дорогах. Ситуацию усугубляют грязные брызги из-под колес проезжающих машин. В непогоду учащается и количество случаев выбегания на дорогу пешеходов в неположенных местах. Все это вместе делает вождение намного более опасным, чем в сухую погоду.
Нюансы вождения во время дождя и снега
Чем выше скорость движения и сильнее дождь, тем сложнее и опаснее становятся все перестроения и повороты. Для полной остановки на мокрой дороге при скорости движения 80 км/ч автомобилю нужно проехать в 1,5 раза больше, чем на сухом асфальте. Тормозной путь увеличивается примерно на 20 м.
Поэтому самое главное правило при движении во время дождя — снизить скорость, соблюдать дистанцию и быть максимально внимательным при поворотах, перестроениях, а также вблизи пешеходных переходов. Оптимальная скорость движения — 40–50 км/ч. Начинайте тормозить раньше и более плавно, чем в сухую погоду, чтобы другие водители могли вовремя отреагировать.
Также не рекомендуется во время дождя включать режим круиз-контроля — систему поддержания постоянной скорости. Если она не адаптирована под движение во время дождя, то при включенном круиз-контроле машина может ехать, как при сухой погоде, что недопустимо.
При дожде обязательно включайте фары ближнего света или противотуманный свет.
Также старайтесь объезжать большие лужи, а если это невозможно, проезжайте их медленно. Скопления воды опасны тем, что могут залить систему зажигания, кроме того, зачастую они скрывают глубокие ямы, колодцы или посторонние предметы, которые могут серьезно повредить авто.
Если дождь очень сильный, то самым разумным будет остановиться и переждать непогоду — по крайней мере, пока напор воды не спадет, а видимость не станет приемлемой. Если же такой возможности нет, то во время ливня следует снизить скорость до 5–10 км/ч и соблюдать базовые правила предосторожности.
В снегопад на дорогу следует закладывать в 1,5 раза больше времени и ехать так же осторожно, как и во время дождя, так как велики шансы уйти в занос из-за намокшей дороги, а плохая видимость снижает безопасность движения. Даже если вы не попадете в занос, потерять управление могут другие участники дорожного движения, поэтому всегда соблюдайте дистанцию, в том числе боковую.
Главный принцип вождения и в дождь, и в снегопад: не делать резких маневров, которые чуть более безопасны летом. Резкий старт и финиш на светофорах также может сыграть с водителем злую шутку.
Что делать, если автомобиль заносит
Заносы на мокрой дороге
Водители со стажем знают, что дождь для машины коварен тем, что может вызвать аквапланирование. Так называется ситуация, при которой полностью или частично теряется сцепление колеса с дорожным покрытием. Другими словами, машина начинает плыть.
Аквапланирование может случиться в любой момент при движении по мокрой и скользкой дороге, но его риски кратно возрастают, если ехать с большой скоростью по лужам или просто совершать резкие маневры, например, поворачивать без сбавления скорости.
Если вы почувствовали, что на сыром асфальте машина уходит в занос, следует плавно нажать на педаль тормоза и крепко держать руль, не изменяя его положения, а также отпустить педаль газа и не совершать никаких резких движений. Спустя небольшое время вновь произойдет сцепление шин с асфальтом, и вы вернете контроль над ситуацией.
Помните, что при аквапланировании нельзя резко нажимать на педаль тормоза и поворачивать руль в сторону, так как это приведет к повороту авто в противоположную сторону и последующему заносу.
Заносы на льду и в снегопад
Что касается заносов в гололедицу и снегопад, то алгоритм действия здесь будет отличаться.
Во-первых, самое главное — не допустить скольжения авто. Для этого нельзя нажимать на педаль тормоза на скользкой дороге. Антиблокировочная система (ABS), которой оборудованы многие машины, может подвести, и вы потеряете управление. Для остановки лучше использовать прерывистое торможение: сделать несколько коротких и легких нажатий на педаль тормоза. В машинах с ручной коробкой передач можно перейти на более низкую передачу, плавно убрав ногу с педали газа.
Если машину все-таки занесло, поверните руль в сторону заноса и плавно нажмите на педаль газа, если авто с передним приводом. После того как положение машины зафиксируется, поверните руль для движения прямо. На авто с задним приводом при заносе также следует повернуть руль в его сторону, но при этом надо убрать ногу с педали газа. После выхода из заноса поверните руль для движения прямо.
Как подготовить автомобиль к плохой погоде: главное
- Если вы в этом году не меняли щетки стеклоочистителя, то сделайте это перед новым осенне-зимним сезоном, так как от них зависит обзор на дороге в непогоду, а значит, и ваша безопасность. Резина, из которой изготавливаются щетки, быстро приходит в негодность из-за реагентов, поэтому ее рекомендуется менять после каждой зимы, чтобы на стеклах при ливне не было разводов и полос от воды.
- Вовремя меняйте летние шины на зимние, чтобы первый снег и гололед не стали для вас сюрпризом. Автопроизводители рекомендуют ехать в автосервис для замены, если температура воздуха в вашем регионе опускается до 7–10 градусов днем и до 2 градусов ночью.
- Следите за давлением в шинах. Недостаточно накачанные шины, как и перекачанные влияют на эффективность шины и безопасность движения.
- Просушивайте тормозные колодки после проезда по глубокой луже. Для этого нужно проехать по сухой поверхности на низкой скорости и несколько раз нажать на педаль тормоза. Если этого не сделать, то эффективность торможения будет снижена.
- Не забывайте про страховку. У каждого водителя обязательно должен быть полис ОСАГО, который компенсирует ущерб пострадавшей стороне, если вы станете виновником ДТП. А свой автомобиль можно отремонтировать по полису каско.