Центробанк хочет ограничить оплату частями. Рассказываем, что изменится

Дата публикации: 24.01.2025 16:00
601
Время прочтения: 6 минут
Центробанк хочет ограничить оплату частями. Рассказываем, что изменится

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Россияне уже привыкли к сервисам, которые разбивают какой-либо платеж на небольшие части: они встроены в приложения многих маркетплейсов, магазинов и банков. И до последнего времени эта, по сути, финансовая услуга – «покупай сейчас, плати потом» или по-английски buy now, pay later (BNPL) – не регулировалась. Однако Банк России полон решимости изменить эту ситуацию и обратить пристальное внимание на сервисы BNPL. В том, что такие изменения могут означать для граждан, привыкших «платить потом», разбирались Банки.ру.

Кратко

При изменении законодательства ожидаются следующие изменения:

Могут снизиться платежи по обслуживанию BNPL-сервисов и сроки пользования подобным инструментом.

Могут повыситься требования к клиентам, использующим BNPL-сервисы.

В кредитную историю могут внести использование клиентами сервисов рассрочки (минимальная сумма сейчас обсуждается).

BNPL и кредитование: в чем отличие

При запуске первых BNPL-сервисов – еще в 2021 году – ЦБ рекомендовал использующим их компаниям заключать договоры потребительского кредитования, хотя сама эта услуга сейчас и не требует оформления кредитного договора с клиентом.

«Если что-то выглядит, как утка, крякает, как утка, ходит, как утка, то это утка. Вот и здесь то же самое: если вы видите, что вам дают деньги, но за это с вас просят комиссии, штрафы... и реальная цена вопроса измеряется десятками годовых, чем это отличается от простого потребительского кредита?» – рассказывал о схожести сервисов BNPL с классическим кредитованием директор департамента регулирования Банка России Александр Данилов.

 Кредитная картаКарта рассрочкиBNPL-сервисы
Кредитная историяНеобходима хорошая кредитная история в БКИНеобходима хорошая кредитная история в БКИНеобходимости в кредитной истории в БКИ, а также ее качестве нет
ИспользованиеКрайне широкоШироко, в основном в офлайнеОграниченно, в основном в онлайне
Беспроцентный периодРазнится. В основном составляет от одного до нескольких месяцевСуществует. Вплоть до бессрочногоОбычно составляет от двух недель до полутора месяцев
Процесс оформленияТребует предоставления паспортных данных. Занимает несколько днейБыстрое одобрение по процедуре «Знай своего клиента» (KYC)Моментальное. Для KYC может быть использован номер телефона и платежной карты
ПогашениеКлиент платит минимальные платежи в течение срока погашения. Проценты начисляются на остатокКлиент платит фиксированный платеж в определенную дату. Просрочка ведет к начислению штрафаКлиент платит фиксированный платеж в определенную дату. Просрочка ведет к начислению штрафа

На пути к регулированию

С самого начала появления BNPL-сервисов финансовые власти обратили на них внимание:

  • В ноябре 2021 года ЦБ  в информационном письме участникам рынка указал, что оформление BNPL-услуги без оформления договора кредита или займа с заемщиков «ухудшает положение потребителей», поскольку лишает клиентов «ряда значимых прав и гарантий», и что отношения, возникающие в результате оказания этой услуги, «по своей экономической сути схожи с кредитно-заемными».
  • В ноябре 2022 года ЦБ предложил ввести регулирование BNPL.
  • В декабре 2023 года президент России поручил ЦБ и правительству разработать механизмы «защиты прав граждан и предоставления им гарантий при приобретении товаров… с использованием рассрочки».
  • В августе 2024 года законопроект о регулировании со стороны ЦБ предоставления услуг BNPL («О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки») был внесен в Госдуму.

«Банк России ранее неоднократно обозначал свою позицию, которая заключается в необходимости скорейшего устранения регуляторного арбитража между рассрочкой и потребительским кредитованием на макро- и микроуровнях», – заявил Банки.ру представитель ЦБ. Необходимо выстроить защиту прав и интересов пользователя рассрочки на том же уровне, «на котором сейчас защищен заемщик, оформивший потребительский кредит», отметил он.

Клиент, пользующийся BNPL-сервисом, по мнению Банка России, должен понимать:

  1. Какова реальная стоимость рассрочки.
  2. Какой может быть ответственность и штрафные санкции за нарушение сроков оплаты в рассрочку (в том  числе и при бесплатной рассрочке). 

Кроме того, важно, чтобы, начиная с определенного размера долга, информация о рассрочке передавалась в БКИ для понимания общего уровня закредитованности как конкретного человека, так и определенных групп населения, так как «это может влиять на риски банкротства конкретного гражданина и на общую прозрачность и устойчивость финансовой системы».

«Покупай сейчас, плати потом»: как пользоваться сервисами оплаты частями и есть ли выгода

Основы регулирования BNPL 

Согласно внесенному в Госдуму законопроекту:

  • ЦБ начинает регулировать сервисы беспроцентной рассрочки.
  • ЦБ ведет реестр операторов BNPL-сервисов, устанавливается минимальный размер их капитала.
  • ЦБ осуществляет контроль и надзор за соблюдением ими законодательства, собирает их отчетность.
  • Сначала устанавливается максимальный срок рассрочки в полгода, затем он уменьшается до четырех месяцев.
  • Максимальный лимит на сумму покупок в сервисах BNPL без передачи данных в БКИ составляет 15 тысяч рублей.

Впрочем, как отмечает представитель ЦБ, Банк России продолжается обсуждение условий регулирования «со всеми заинтересованными сторонами и считает возможным установить достаточно длительные переходные сроки вступления регулирования в силу». 

Как сообщил возможный будущий регулятор отрасли, рассматриваются две возможные модели развития рынка BNPL:

  1. «Платная рассрочка, которая по своему экономическому содержанию фактически представляет собой кредитные отношения, должна регулироваться как потребительский кредит (заем), иначе возникает регуляторный арбитраж». Таким образом, предоставлять такую услугу должны будут «профессиональные кредиторы в форме потребительского кредита или займа».
  2. Бесплатную рассрочку могут предоставлять специализированные операторы рассрочки. «В этом случае должны быть установлены определенные пределы, которые не несут риски для финансового положения конкретного человека и для финансовой системы. А также должны действовать единые правила предоставления рассрочки, в том числе раскрытия информации», – подчеркивает представитель ЦБ.

Как введение регулирования скажется на пользователях сервисов BNPL

Если регулирование будет принято, то «оно окажет очень серьезное влияние на рынок: на нем сократится возможное количество игроков, и сама по себе услуга кардинально изменится. Этот сегмент станет более узким», указывает директор департамента розничного бизнеса «Цифра банка» Юрий Эйдинов.

По его словам, в частности, передача информации в БКИ и предполагаемое ограничение в размере штрафов изменят саму бизнес-модель сервисов-BNPL: «Им будет необходимо либо брать более высокие комиссии с магазинов, либо исключать часть партнеров и товаров, по которым будет недостаточно высокая компенсация от магазина».

Кроме того, поскольку сервисы будут передавать в БКИ информацию, это повлияет на общую долговую нагрузку клиентов. «И клиентам, которые активно пользуются такими сервисами, будет сложнее взять кредиты в банках», – указывает он. 

«Введение регулирования BNPL-сервисов снизит их доступность для части пользователей: прежде всего, закредитованных заемщиков, которые будут оформлять рассрочку на крупную покупку», – соглашается руководитель направления экспертной аналитики Банки.ру Инна Солдатенкова. Впрочем, она считает крайне маловероятным, что популярность BNPL резко снизится. «Во-первых, люди, которые могут планировать свою финансовую нагрузку и имеют хорошую дисциплину, не столкнутся с отказами в оформлении такого продукта. Во-вторых, продавцы могут пересмотреть условия сотрудничества с платежными сервисами и банками и схему расчетов по товарам, покупка которых в рассрочку будет попадать под регуляторные ограничения», – отмечает эксперт.

Лучшие карты рассрочки в 2025 году

По словам представителя регулятора, параметры продукта устанавливает оператор сервиса рассрочки, который должен действовать в соответствии с законом. «Доступность рассрочки и другие параметры будут зависеть от того, какой бизнес-подход оператор сочтет наиболее оптимальным для своего бизнеса с учетом требований закона», – уточняет он.

«Мы поддерживаем необходимость регулирования рассрочек, а главное – желание регулятора разделить классическое кредитование и BNPL-сервисы, так как BNPL не должен подменять кредит», – заявили в сервисе «Долями», который входит в группу Т-Банка.

Теги: Что нужно знать о кредите, Центральный банк РФ
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме