Разобрались, какие условия и ограничения у российских BNPL-сервисов, что будет, если просрочить платежи, и кто же все-таки платит проценты.
Что это за сервисы и какие у них условия
BNPL-сервисы (c английского buy now, pay later — «покупай сейчас, плати потом») — это сервисы, которые дают возможность заплатить за покупку у партнеров частями, не обращаясь к стандартным кредитным продуктам банков и МФО. Когда покупатель выбирает этот способ, сервисы не запрашивают кредитную историю, соответственно, этот займ не попадает в бюро кредитных историй. Сервисы на своих сайтах указывают это как преимущество.
Получить деньги наличными через эти сервисы нельзя, у них ограниченный список интернет-магазинов и строгие лимиты. Например, сервисом «Долями» нельзя воспользоваться более чем на две покупки одновременно, а их суммарная стоимость не должна превышать 50 тыс. рублей, а в некоторых магазинах лимит еще меньше.
Преимущество этого способа кредитования одновременно становится и его главным недостатком. Если нужного товара или услуги нет у магазинов-партнеров BNPL-сервиса, то воспользоваться оплатой частями не получится, как и в случае с высокой стоимостью. В этом случае стандартные кредитные продукты банков — кредиты и рассрочки — остаются безальтернативными.
Кто и как зарабатывает на BNPL-сервисах?
BNPL-сервисы зарабатывают в первую очередь на комиссиях от бизнеса. Возможность купить сейчас, а платить потом повышает продажи, соответственно увеличивается выручка и оборот предпринимателя. Бизнес платит сервисам порядка 4-6% от суммы покупки.«Яндекс.Сплит»
Изначально «Сплит» тестировался для сервисов внутри экосистемы «Яндекса»: «Яндекс Маркет» и «Яндекс Афиша». Теперь к сервису подключены другие партнеры.
Стандартные условия такие: сумма делится на четыре равных платежа и списывается со счета клиента раз в две недели в течение двух месяцев. В этом случае комиссии нет. Сервис предоставляет также «Длинный сплит»: платежи можно растянуть на четыре и шесть месяцев, тогда комиссия составит порядка 299 рублей с каждых 5 тыс. рублей.
Первый платеж будет больше остальных, если сумма покупки оказалась больше лимита. Например, сервис выставил лимит 40 тыс. рублей, а вы хотите купить телевизор за 50 тыс. рублей. Тогда сервис разделит те самые 40 тыс. рублей на четыре платежа, а к первому добавит разницу, то есть 10 тыс. рублей. Получается, что в этом примере клиент заплатит вначале 20 тыс. рублей, а потом три платежа по 10 тыс. рублей. В мае сервис обновил условия и теперь «Сплитом» можно воспользоваться на покупки до 100 тыс. рублей.
Воспользоваться сервисом можно не на всех товарах. Чтобы найти их, в фильтре поиска «Яндекс Маркета» нужно выбрать «Можно оплатить частями», а на странице товара появится график платежей и их сумма. Добавив в корзину товар и оформив покупку «Сплитом», подтверждение придет автоматически. Сервис спишет первый платеж. Никаких дополнительных действий — сфотографироваться с паспортом или подписать дополнительное соглашение — от клиента не требуется.
«Долями»
«Долями» — это BNPL-сервис от Тинькофф Банка, но с меньшей вариативностью. Сейчас у сервиса больше 30 партнеров, среди которых не только магазины одежды и обуви, но и образовательные площадки, хобби-магазины и касса авиакомпании S7.
Лимит сервиса — 50 тыс. рублей у большинства партнеров и 10 тыс. рублей у маркетплейса KazanExpress. Вне зависимости от суммы задолженности оплачивать «Долями» больше двух покупок одновременно нельзя. Оформляется покупка этим способом на сайте или в приложении магазина, понадобится только номер телефона и карты.
«Долями» разбивает сумму только на четыре части с платежами ровно по 25%. Первый платеж вносится сразу, а остальные три части списываются автоматически раз в две недели. Следить за графиком платежей, сменить карту или оплатить досрочно можно в одноименном приложении.
«Плати частями»
Свой BNPL-сервис есть у Сбера — «Плати частями». Сейчас к нему подключено порядка 40 магазинов-партнеров, среди которых «Связной», «Сбер Маркет», «Колесо.ру» и другие. Условия те же, что и у сервиса «Долями»: платеж делится на четыре равные части по 25%, а первый платеж списывается в момент покупки.
Приложения есть только для Android, но зайти можно в личный кабинет и на сайте сервиса. Там можно сменить карту для оплаты и закрыть долг досрочно. Предоставленный лимит «Плати частями» клиентам не раскрывает.
«Части»
Это сервис от Совкомбанка. Условия стандартные: платеж делится на четыре равные части по 25%, первый в момент покупки, а остальные — каждые две недели. Единственное отличие от других сервисов: досрочно погасить задолженность нельзя, деньги спишутся только по графику.
Предоставленный лимит на онлайн-покупки сервис «Частями» клиентам не раскрывает, но дает лимит на покупки офлайн с помощью QR-кодов — он зависит от кредитной надежности пользователя.
Можно ли вернуть товар, купленный через BNPL-сервис?
Условия возврата те же, если бы вы купили товар за свои деньги. Если покупалось сразу много вещей, а возвращаете несколько, то сервис автоматически пересчитает сумму оставшихся платежей. Деньги вернутся на ту же карту, с которой куплены товары.Что будет, если вовремя не заплатить
Если в день списания на карте не будет достаточно средств, все сервисы дают два дня на то, чтобы пополнить карту и провести платеж. Если деньги так и не поступят, то клиенту начислят штраф порядка 5–6% от неоплаченной доли.
Если совсем проигнорировать требования BNPL-сервиса, то в будущем система откажет в покупке. К тому же, согласно рамочному договору на сайте «Долями», компания может передать данные клиента третьей стороне, например, коллекторам. Кроме того, взыскать задолженность сервис также вправе через суд.
Что важно учитывать перед покупкой
Внимательно читайте условия, а лучше найдите типовой договор с клиентом. Обычно сервис выкладывает его в свободном доступе в самой нижней части сайта. Например, сервис «Мокка» позиционирует себя как BNPL, но договор составляет как с МФО, а у других как договор об использовании сервиса. Там указаны все условия и штрафы в случае просрочки платежа.
Если BNPL-сервисы вам не подходят, а деньги нужны на короткий срок, на Банки.ру можно оформить займ в проверенных МФО. Это безопасно.
Подходите к покупке с умом и рассчитывайте свои возможности. То, что BNPL-сервисы не запрашивают кредитную историю, — это и преимущество, и недостаток. Вы можете накупить товары частями с существующей кредитной нагрузкой и столкнуться с тем, что полностью обслуживать свои займы не сможете.
Чем оплата частями отличается от рассрочки
BNPL-сервисы | Рассрочка и карты рассрочек | |
Влияет ли услуга на кредитную историю | Нет, при покупке кредитная история не запрашивается | Да |
Лимиты | Небольшие, до 50 тыс. рублей | В стоимость товара — до 1 млн и выше |
Срок выплат | Платеж разбивается на четыре части по 25%. Первая выплачивается в момент покупки, а оставшиеся 75% с шагом в две недели. В некоторых сервисах можно увеличить срок, но увеличится время | От трех до 18 месяцев |
Проценты | Нет, но есть комиссии за увеличение срока | Нет, но есть плата за дополнительные услуги |
Что будет в случае просрочки | Штраф, отказ от сотрудничества и взыскание средств через суд | Просрочка отразится в кредитной истории, далее по стандартной схеме кредитов: пени, коллекторы, суд |
Возможности использования | Только те магазины, которые подключены к сервису | Любые магазины |
Механика оплаты | Клиент нажимает кнопку «Оплатить частями», входит в личный кабинет, оплачивает первый платеж своей картой, а остаток магазину переведет провайдер сервиса | Банк выплачивает всю сумму магазину, а клиент дальше ведет расчеты с банком |
Комментарии
<p>А на покрытие дефицита бюджета всегда можно взять кредит.</p>
<p></p>
<p>Ведь принимая решение о приобретении человек исходит из Предположения что сможет оплатить эту рассрочку из будущих поступлений. </p>
<p></p>
<p>Увы, случай может помешать этим планам.</p>