Как учитываются банковские гарантии в бухгалтерской отчетности

Дата публикации: 20.01.2025 22:00 Обновлено: 31.03.2025 11:16
6 477
Время прочтения: 5 минут
Как учитываются банковские гарантии в бухгалтерской отчетности
Автор
Ася Лаврентьева Автор Банки.ру
Источник
Banki.ru

Банковская гарантия — это важный инструмент обеспечения обязательств в российском бизнесе. Определение правильного порядка учета таких операций и понимание их особенностей становится необходимостью для бухгалтеров и финансовых специалистов.

Что такое банковская гарантия и зачем она нужна

Банковская гарантия — это документ, по которому банк или другая финансовая организация берет на себя обязательство выплатить определенную сумму денег бенефициару (например, контрагенту), если принципал (тот, кто получает гарантию) не выполнит свои обязательства.

Банковская гарантия в первую очередь защищает интересы бенефициара в сделках по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Например, банковскую гарантию может требовать поставщик, если он работает с дебитором на условиях отсрочки платежа. 

Кто участвует в сделках по банковским гарантиям: принципал, бенефициар, гарант

В банковской гарантии участвуют три стороны.

Принципал — лицо или организация, которая получает гарантию. Принципал должен выполнить обязательства перед бенефициаром и уплатить комиссию за банковскую гарантию.

Бенефициар — сторона, в интересах которой выдается гарантия. В случае неисполнения обязательств принципалом бенефициар имеет право обратиться к гаранту за выплатой.

Гарант — банк или финансовая организация, которая выдает гарантию и, соответственно, обязуется выплатить сумму в случае, если принципал не выполнит свои обязательства. Возмещения средств, которые банк выплачивает бенефициару, финансовая организация впоследствии требует от принципала. 

Бухгалтерский учет банковских гарантий

Согласно российскому законодательству, и принципал, и бенефициар обязаны учитывать банковские гарантии в бухгалтерских проводках.

Учет затрат на банковские гарантии

Согласно пункту 11 положения по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации», затраты на услуги банков включаются в прочие расходы. К ним относится и комиссия за выдачу банковской гарантии.  В общем случае расходы фиксируются в том отчетном периоде, когда они произошли, независимо от того, когда были произведены выплаты. 

Затраты на выплату комиссии за оформление банковской гарантии могут быть учтены следующим образом:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по договору банковской гарантии» — на момент получения банковской гарантии комиссия фиксируется как прочий расход. 

Дебет 76, субсчет «Расчеты по договору банковской гарантии» Кредит 51 — сумма комиссии, выплаченная банку.

Проводки при выдаче и погашении

Бенефициар учитывает банковские гарантии по дебету забалансового счета. 

Например, компания «Альфа» закупила у компании «Сигма» шерстяные варежки на сумму 500 000 рублей с отсрочкой в 30 дней и предоставила банковскую гарантию по сделке. 


Тогда учет операций у бенефициара, компании «Сигма», будет выглядеть следующим образом: 

Бухгалтерские проводкиСумма, руб. Операция
ДебетКредит
008500 000Учет полученной банковской гарантии
6290500 000Отгрузка товара покупателю ООО «Альфа»

Когда ООО «Альфа» погасит свои обязательства перед поставщиком, ООО «Сигма» должно произвести списание банковской гарантии и отразить в проводках следующие операции: 

Бухгалтерские проводкиСумма, руб. Операция
ДебетКредит
5176500 000Получение средств за отгрузку товара от покупателя ООО «Альфа»
 008500 000Списание обеспечения уплаты с забалансового счета 

Если компания «Альфа» не погасила свои обязательства перед поставщиком и ООО «Сигма» пришлось обращаться к гаранту за выплатой, то проводки будут такими: 

Бухгалтерские проводкиСумма, руб. Операция
ДебетКредит
5167500 000Получение средств от банка по гарантии 
7662500 000Погашение долга ООО «Альфа»
008500 000Списание обеспечения уплаты с забалансового счета 

Относительно учета банковских гарантий у принципала есть две позиции. 

Суммы банковских гарантий не нужно отражать в учете принципала, так как гарантия оформляется в интересах бенефициара. Принципалу достаточно отразить расходы на получение гарантии, то есть комиссию гаранта. 

Принципал должен отражать банковскую гарантию за балансом на счетах 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Этот учет позволит отследить изменения кредитора (им станет гарант), если принципал не исполнит свои обязательства перед кредитором. 

Особенности учета в 1С

Для учета вознаграждения по банковским гарантиям 1С принципалу нужно указать вид операции, счет расчетов, получателя платежа, реквизиты договора. 

Вернемся к примеру с ООО «Альфа». Компания оформила гарантию под обеспечение обязательства по контракту на сумму 500 000 рублей. Вознаграждение банка составило 3000 рублей. 

Пошаговая инструкция отражения в программе

Создайте документ «Списание с расчетного счета» 1С.

Заполните поля открывшегося документа. 

Вид операции — прочие расчеты с контрагентами. 

Договор/статья расходов — договор с банком и статью движения денежных средств.

Счета расчетов — субсчет 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Сумму — сумму комиссии банка 3000 рублей.

Частые ошибки при учете банковских гарантий

Ошибки в учете банковских гарантий могут привести к неправильному налогообложению и штрафам. Наиболее частые ошибки:

неправильное указание программы расчетного счета;

отсутствие учета комиссий в расходах;

неверное оформление документов, подтверждающих расходы.

Учет банковских гарантий: главное

  • Учет банковских гарантий должны вести и принципал, и бенефициар договора. 
  • Бенефициару нужно отражать получение гарантии по дебету забалансового счета. Создавать отдельные проводки для случаев, когда принципал погасит обязательства по контракту и когда это за него сделает банк. 
  • Принципал должен учитывать сумму комиссии за банковскую гарантию. При этом единого мнения об учете самой гарантии на балансе принципала нет.  

Часто задаваемые вопросы

Нужно ли отражать банковскую гарантию на забалансовых счетах?

Банковская гарантия должна отображаться на забалансовых счетах бенефициара. Принципал с помощью отражения делает более прозрачным систему учета обязательств и кредитную историю. 

Как списать расходы на банковскую гарантию равномерно?

В бухгалтерском учете расходы на банковскую гарантию нужно изначально зафиксировать на счете 97 «Расходы будущих периодов» с помощью следующей проводки:  

  1. Дебет 97 Кредит 76 (60) — зафиксированы затраты как расходы будущих периодов.  
  2. Затем, когда происходит фактическая оплата услуг банка, проводка будет следующей: Дебет 76 (60) Кредит 51 — осуществлена оплата банковских услуг.  
  3. После этого суммы постепенно перенаправляются в категорию прочих затрат: Дебет 91-2 Кредит 97 — расходы, учтенные ранее как расходы будущих периодов, перенесены в прочие расходы.

Какие документы подтверждают расходы для налогового учета?

Наиболее актуальными документами, подтверждающими расходы на банковскую гарантию, являются:

1. Договор с банком.

2. Счет-фактура за услуги.

3. Акт о выполнении работ (в случае, если гарантии связаны с выполнением обязательств).

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме