Приближается 1 апреля — дата, когда всем водителям пересчитывают коэффициент «бонус-малус» (КБМ), который напрямую влияет на стоимость полиса ОСАГО. В зависимости от количества страховых выплат по вине водителя КБМ может остаться прежним, снизиться (что выгодно) или увеличиться (что приведет к удорожанию полиса). Разберемся, кому стоит поторопиться с оформлением страховки до 1 апреля и почему это может сэкономить деньги.
Как работает КБМ и почему он меняется
КБМ отражает безаварийность вождения:
- Если водитель не попадал в ДТП по своей вине, его КБМ снижается, а стоимость ОСАГО — уменьшается.
- Если водитель был виновником аварии, его КБМ увеличивается, что ведет к подорожанию страховки.
Перерасчет коэффициента происходит раз в год — 1 апреля. После этой даты КБМ закрепляется на год вперед, и любые аварии, произошедшие ранее, начинают влиять на стоимость следующего полиса.
Кому стоит оформить ОСАГО до 1 апреля
Водителям, которые были виновниками ДТП в течение года
Если вы попали в аварию в 2024 году и оформили ОСАГО до 1 апреля 2025 года, ваш текущий КБМ еще не учитывает ДТП. Значит, стоимость страховки останется прежней. Однако после 1 апреля КБМ вырастет и следующий полис будет дороже.
Пример:
Водитель спровоцировал ДТП в январе 2025 года. В марте 2025-го он оформил ОСАГО по КБМ, который действовал с 1 апреля 2024 года (ДТП еще не учтено). 1 апреля 2025 года КБМ вырос, так как ДТП вошло в расчет. В марте 2026 года ему придется оформлять ОСАГО уже по повышенному тарифу.
Таким образом, оформление ОСАГО до 1 апреля выгодно водителям, которые были виновниками ДТП и хотят зафиксировать старый КБМ еще на один год.
«Стоимость ОСАГО для всех водителей рассчитывается одинаково: базовый тариф перемножается на несколько коэффициентов. Особенно важны два из них: коэффициент "бонус-малус" (КБМ) и коэффициент "возраст-стаж" (КВС), поскольку они в большей степени влияют на цену полиса. КБМ, так называемая скидка за безаварийную езду, назначается в базовом размере начинающему водителю и впоследствии снижается при аккуратности вождения и отсутствии ДТП по его вине. Кроме того, поскольку в пределах коридора, установленного Банком России, страховщики обладают свободой в выборе размера базового тарифа, при его определении они могут руководствоваться и характеристиками водителя, в том числе его возрастом и стажем вождения», — напоминает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.