С 1 сентября 2025 года с большой вероятностью в силу вступят поправки в Федеральный закон «О рекламе», которые введут штрафы за рекламу на запрещенных ресурсах, в том числе соцсетях. В первую очередь изменения коснутся рекламодателей и крупных блогеров, однако закон распространяется на любые страницы пользователей, в том числе на тех, для кого это хобби или способ привлечения клиентов.
Рассказываем, что за поправки приняли депутаты, кого они коснутся и что в принципе считается рекламой.
Что случилось
25 марта в первом чтении Государственная дума приняла поправки к Федеральному закону «О рекламе», которые введут в КоАП новые штрафы, которые коснутся не только компаний, но и самих блогеров. Важно! Поправки никак не регламентируют количество подписчиков или читателей, на страницах которых запрещено делать рекламу, поэтому новые правила касаются любых пользователей запрещенных соцсетей.
Суть изменений — за рекламу на запрещенных ресурсах будут штрафовать как рекламодателей, так и пользователей, от имени которых размещена реклама.
На каких площадках запрещено размещать рекламу. В первую очередь это касается блогеров в Instagram* (принадлежит Meta*, которая признана в РФ экстремистской и запрещена) и Facebook* (принадлежит Meta*, которая признана в РФ экстремистской и запрещена).
Но запрет не ограничивается только этими ресурсами. Речь идет о всех информационных ресурсах, которые принадлежат нежелательным и запрещенным организациям в России. Это все заблокированные сайты, доступ к которым на территории России ограничен.
Когда поправки вступят в силу. Новые правила начнут работать с 1 сентября 2025 года. Обратной силы закон иметь не будет, то есть за рекламу на запрещенных площадках, размещенную до этого этого срока, штрафовать никого не будут.
Как планируется выявлять запрещенную рекламу. У контролирующих органов есть несколько механизмов, чтобы выявлять и штрафовать нарушителей. Это как собственные мониторинги ресурсами контролирующих органов, так и жалобы от граждан.
Кого и на сколько будут штрафовать
- Физические лица (блогеры, пользователи соцсетей и ИП-предприниматели) — 2500 рублей за каждый факт нарушения.
- Должностные лица — до 20 000 рублей за каждый факт нарушения.
- Юридические лица (рекламодатели-компании и так далее) — до 500 000 рублей за каждый факт нарушения.
Что считается рекламой
Закон о рекламе дает определение рекламы следующим образом: «Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Реклама в РФ — это любая информация, направленная на массовую аудиторию с целью продвижения рекламного объекта (товар, услуга или бренд). «Из этого понятия есть исключения: например, не являются рекламой новости, какие-то аналитические материалы, информация о своей деятельности на своих же ресурсах, пользовательские отзывы и многое другое», — сообщила медиаюрист Светлана Кузеванова изданию Sostav.
Обратите внимание, что страницы предпринимателей, брендов и компаний в запрещенных соцсетях, на которых они рассказывают о своих товарах или услугах, не являются рекламой. Поэтому саморекламу (условное название) — например, если у вас маникюрный кабинет и вы ведете страницу, вы можете по-прежнему рассказывать о своих услугах, а вот за деньги заказывать пост у других пользователей будет запрещено.
*Организация, признана в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ