По прогнозам Минпромторга, в 2009 году объем продаж автомобилей снизится на 60%. Попытка государства поддержать спрос населения на машины с помощью программы льготного кредитования пока не принесла ощутимых результатов. За время действия программы банки выдали чуть более 28,7 тыс. кредитов.
По словам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, выступавшего 28 августа на IV Международном автомобильном форуме в Москве, суммарный объем продаж в России может составить к концу года 1,3 млн машин, что на 60% ниже прошлогоднего показателя. С учетом продаж подержанных иномарок и иномарок российского производства суммарные продажи в 2009 году могут достигнуть 1,4 млн штук.
Спасением отечественного автопрома российское правительство занимается уже не первый год, правда, не слишком успешно. В условиях кризиса вытаскивать со дна тонущую отрасль становится еще сложнее. Для стимулирования спроса на автомобили государство в апреле запустило программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.
Госпрограмма буксует
Изначально программа была нацелена на поддержку продаж машин отечественного производства стоимостью до 350 тыс. рублей. Кредиты выдавали 3 госбанка — Сбербанк, ВТБ 24 и Россельхозбанк. В списке правительства оказались модели АвтоВАЗа из 22 модификаций Lada, а также Ford Focus, Chevrolet Niva, UAZ Hunter, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia. Благодаря субсидированию государства процент по кредиту снижается на 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ. В апреле Россельхозбанк и ВТБ 24 предлагали кредиты под 9,33% годовых, Сбербанк — под 6,33%. Сейчас ставки по кредитам выше — ведь со снижением ставки рефинансирования уменьшается и размер компенсации по кредитной ставке.
В Минпромторге рассчитывали, что до конца года количество автомобилей, проданных в кредит, составит 120 тыс. Уже в начале лета стало очевидно, что ожидания правительства слишком оптимистичны. С апреля по июль было выдано всего около 15 тыс. кредитов (самой популярной у заемщиков оказалась автомобили Lada). В июле клиентами банков по этой программе стали еще около 6,7 тыс. человек. Таким образом, ежемесячные продажи машин по льготным автокредитам не превышали 5,5 тыс. Желающих, однако, было значительно больше — банки получили тогда почти 40 тыс. заявок. По данным Минпромторга, к 27 августа было предоставлено 28 705 тыс. кредитов, число заявок превысило 52,3 тыс.
Программа оказалась не слишком популярной по нескольким причинам. «Во-первых, доходы населения
Банкиры также сетовали на то, что некоторые автомобили, оказавшиеся в списке правительства в реальности стоили дороже 350 тыс. рублей, а значит, купить такую машину было невозможно.
По оценкам начальника управления автокредитования ВТБ 24 Алексея Токарева, на госпрограмму сейчас приходится около 12% российского рынка автомобильных кредитов.
Уже в июле программу пересмотрели, увеличив максимальную стоимость автомобиля до 600 тыс. рублей. Соответственно, расширился и список машин, которые можно приобрести в кредит. В программу включили Chevrolet Cruze, Fiat Doblo, Fiat Ducato, Skoda Octavia, Hyundai Sonata, Hyundai Accent, ТагАз С100, ТагАз Road Partner, ТагАз Tager, ТагАз LC100 и ряд моделей ГАЗ и УАЗ. Кроме того, первоначальный взнос кредита уменьшен с 30 до 15%.
Также расширен список банков, которые могут выдавать такие кредиты. Свое участие в программе рассматривают, в частности, Альфа-Банк, Газпромбанк, Банк Москвы, которые подходят под критерии, определенные государством.
По мнению Сергея Удалова, изменение параметров программы вряд ли значительно увеличит число продаж машин и окажет существенную поддержку автопрому. «Падение доходов населения продолжается, а если у людей просто нет денег и они не планируют покупку автомобиля, то этих стимулов будет явно недостаточно».
Это прекрасно понимают и в правительстве. В середине августа Минпромторг предложил перенести часть господдержки в размере 1 млрд рублей (из ранее выделенных 2 млрд) с 2009-го на 2010 год.
Банки разгоняются
Кредитовать клиентов по новым условиям банки начали лишь в августе. В период с апреля по середину августа Сбербанк выдал 20,8 тыс. автокредитов на сумму 3,8 млрд рублей.
«Все программы по автокредитованию пользуются примерно равным спросом, — отмечают в Сбербанке. — Несмотря на то что по государственной программе процентная ставка субсидируется, у нее есть ограничения по стоимости автомобиля и по выбору марок. А наш традиционный кредит не ограничивает цену машины».
С начала действия программы ВТБ 24 выдал около 4 тыс. кредитов. По словам Алексея Токарева, государственная спецпрограмма пользуется спросом, более того, набирает популярность. «Это видно из результатов работы новых, улучшенных условий», — поясняет он. После расширения списка автомобилей, попавших в госпрограмму, доля иномарок, собираемых в России, должна значительно увеличиться, полагает Токарев.
Сейчас ставка по автокредиту в ВТБ 24 составляет 10,83% годовых, минимальный первоначальный взнос — 20% от стоимости автомобиля. Срок кредита — 3 года. Как подсчитали в call-центре банка, при покупке Ford Focus (комплектация «Комфорт», объем двигателя — 2 л, 145 л. с., МКПП, с учетом скидки по акции в размере 60 тыс. рублей стоимость автомобиля составляет 538,2 тыс. рублей) размер ежемесячного аннуитетного платежа составит 14,4 тыс. рублей, переплата за 3 года — 83 тыс. рублей. Кроме того, придется заплатить комиссию за выдачу кредита — 6 тыс. рублей и оплатить полис КАСКО (около 28 тыс. рублей за первый год).
В Сбербанке по такому же автомобилю первоначальный взнос составит 30%, ставка — 7,83% годовых. Как рассчитали в call-центре банка, размер ежемесячного платежа будет 11,87 тыс. рублей, переплата за 3 года — 47,42 тыс. Кроме того, за обслуживание ссудного счета придется заплатить от 3 до 6 тыс. рублей в зависимости от того, насколько хорошая у московского клиента кредитная история (в территориальных банках тариф составляет 1—4% и утверждается самостоятельно). За страховку придется заплатить еще около 45 тыс. рублей за первый год обслуживания кредита.
В обоих банках срок рассмотрения заявки составляет 2—5 дней. Необходимо предоставить паспорт, справку о доходах, заверенную копию трудовой книжки и анкету.
Многие автомобили из госпрограммы можно купить на специальных условиях и в других банках. Например, у «Уралсиба» есть несколько совместных с автопроизводителями программ кредитования, в том числе с Lada, Skoda и Ford . Как сообщили в банке, доля выданных по специальным программам кредитов составляет 50% от общего объема портфеля.
«В общем объеме выдаваемых Юникредит Банком автокредитов доля совместных программ сейчас более 80%, — рассказывает начальник управления развития автокредитования банка Иван Сысков. — В числе наших популярных программ такие, как Renault Credit, Nissan Finance, «Ford в кредит». Кроме того, действуют совместные программы с GM Finance на марки Chevrolet, Opel, Saab, Cadillac и Hummer, а также Volkswagen Credit, Audi Credit и Skoda credit».
«В Райффайзенбанке можно выделить 2 самые популярные программы, — рассказывает член правления банка, руководитель дирекции обслуживания физических лиц Андрей Степаненко. — Это программа GM Finance и «Ford в кредит». Ежемесячно выдается более 100 автокредитов по каждой из этих программ».
Наталья РОМАНОВА, Banki.ru