Клиенты подвели Межпромбанк под просрочку

Дата публикации: 23.06.2010 09:01
6 286
Время прочтения: 5 минут

Ситуация вокруг Межпромбанка еще раз показала, как рискованно кредитовать связанные с финансовым учреждением компании. Эксперты не исключают банкротства банка из первой тридцатки, однако считают, что стабильность сектора оно не сильно пошатнет.

Долги Межпромбанка

Почти неделя прошла со дня, когда Международный Промышленный Банк Сергея Пугачева должен был вернуть ЦБ 10 млрд рублей по беззалоговым кредитам. Общий долг банка регулятору составляет 31 млрд. 6 июля кредитная организация должна погасить еврооблигации на сумму 200 млн евро.

Кроме того, уже две судебные инстанции (Арбитражный суд Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд) вынесли решение о взыскании с Межпромбанка 66,452 млн долларов в пользу «Башнефти», которая потребовала расторгнуть договор доверительного управления облигациями внутреннего государственного валютного займа и возместить упущенную выгоду и ущерб. Банк пытается сейчас обжаловать это решение в кассации.

Рейтинговые агентства сомневаются в способности Межпромбанка расплатиться по своим обязательствам. На прошлой неделе все три ведущих агентства снизили его рейтинги: Moody’s — на две ступени, до уровня «В3», Fitch Ratings — на одну, до «ССС», и S&P — на две, до преддефолтного «СС».

«Кредитный портфель сбалансирован по срокам погашения с пассивной базой, однако способность заемщиков своевременно обеспечить выплаты по кредитам без рефинансирования вызывает опасения. Более 50% кредитного портфеля носит краткосрочный характер в течение довольно длительного периода времени на фоне снижения объема ликвидных активов, что косвенно свидетельствует о низкой оборачиваемости кредитов и подтверждает сомнения в их возвратности», — объясняет понижение рейтинга аналитик Moody’s Елена Редько.

Эксперты говорят, что банк подвело кредитование компаний, которые, скорее всего, были с ним аффилированы. «Тут даже речь идет не о концентрации рисков на одного заемщика, а о рисках, вызванных кредитованием целой группы связанных сторон», — предполагает старший аналитик ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн.

Ситуацию осложняет еще и тот факт, что большая часть кредитов была необеспеченна. «Исторически банк занимался кредитованием крупных клиентов на беззалоговой основе, что требовало формирования высокого уровня резервов. В соответствии с отчетностью по МСФО на 30 сентября 2009 года объем выданных кредитов составил 166 миллиардов рублей, из них кредиты на сумму 141 миллиарда были необеспеченны, резервы составили 9,7% от общего кредитного портфеля», — поясняет Елена Редько.

Из отчетности видно, что именно кредиты корпоративным клиентам составляют основную часть активов. Как подсчитали аналитики портала Банки.ру, на 1 мая на долю кредитного портфеля приходится 91% активов банка, или 155,83 млрд рублей, из которых 155,57 млрд предоставлено корпоративным заемщикам и 255,42 млн — частным лицам. По оценкам Редько, у банка низкая доля ликвидных активов. «По данным на 1 июня их было около 5% от общего объема», — замечает она.

В кризис банки, воспользовавшиеся беззалоговыми кредитами ЦБ, пытались ими компенсировать отток пассивов. «И Межпромбанк не был исключением, проблема в том, что пассивы у него не выросли, а кредиты остались», — рассказывает топ-менеджер банка — участника беззалоговых аукционов, указывая на то, что рост пассивов в его кредитной организации позволяет досрочно погасить кредит перед Центробанком.

Основную часть пассивов Межпромбанка составляют расчетные счета (около 15 млрд рублей) и депозиты (32 млрд) юрлиц. «Большая часть депозитов привлечена от нерезидентов. Тот факт, что средства компаний со счетов и депозитов до сих пор не были изъяты, свидетельствует о том, что это деньги аффилированных клиентов», — полагает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.

Пути спасения ведут на Запад?

В пресс-службе Межпромбанка комментировать ситуацию отказываются. Между тем его бывшие сотрудники говорят, что проблемы стали проявляться еще весной 2009-го. «В марте прошлого года начались массовые сокращения, было уволено около 20% всего персонала, некоторые отделы были сокращены на 60%. Позже было объявлено табу на прием новых сотрудников. По времени это примерно совпало с первым иском от «Башнефти», — вспоминает бывший работник банка.

Самым обсуждаемый сейчас вариант спасения «Межпрома» — продажа части его активов Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Речь идет о «Северной верфи» и Балтийском заводе, однако стороны пока не могут договориться по цене этих активов. В ОСК считают, что оцениваемая банком их стоимость — почти 90 млрд рублей — завышена в несколько раз.

Шансы на реструктуризацию задолженности по беззалоговым кредитам ЦБ не так уже велики, так как о ней нужно было договариваться заранее. Председатель правления АМТ Банка Елена Мессерле напоминает, что в прошлом году тогда еще БТА Банк договаривался с регулятором о реструктуризации примерно за месяц. «Решение о реструктуризации принимается советом директоров Банка России, поэтому мы почти за месяц до даты очередного платежа обращались с просьбой согласовать новый график», — отмечает она.

Источник Банки.ру в Межпромбанке говорит, что судьба банка сейчас решается на уровне переговоров между Сергеем Пугачевым и премьер-министром Владимиром Путиным. «Среди вариантов спасения банка рассматривается в том числе и его санация», — указывает он. Другой источник, близкий к банку, слышал, что кредитная организация собирается погасить еврооблигации по графику, а просрочки по беззалоговым кредитам допускает специально, чтобы оказывать давление на переговоры по продаже активов ОСК.

«Торговаться будет тяжело, у самих судостроительных активов тоже есть долги, поэтому оценить их действительно сложно», — подчеркивает бывший сотрудник банка. По его словам, у Пугачева много активов на Западе и он сможет найти деньги на спасение банка; другой вопрос — захочет ли он его спасать, ведь последние крупные приобретения сенатор совершал как раз за рубежом. Например, в 2008 году купил половину английской мебельной компании Linley (один из ее владельцев — племянник английской королевы лорд Дэвид Линли), а в 2009-м добавил к своим активам сеть гастрономических бутиков Hediard.

Кому будет плохо?

Эксперты сходятся во мнении, что от банкротства Межпромбанка пострадают немногие. Банк не имел лицензии ЦБ на прием вкладов, хотя в нем и есть депозиты физлиц, привлеченные через «Межпромбанк Плюс», сумма которых составляет 65,5 млн рублей. «Если банк обанкротится, то основным потерпевшим будет ЦБ, как самый крупный его кредитор», — поясняет Алексей Буздалин.

По его мнению, банкротство Межпромбанка не сильно напугает инвесторов. «С точки зрения инвестиционного климата хуже уже не будет. Сейчас большинство инвесторов в банковский сектор закладывают риск банкротства больше 50% в течение первых трех лет», — отмечает он.

Безболезненные последствия будут и у долгового рынка, в случае если по евробондам Межпромбанка наступит дефолт. «Если банк не сможет расплатиться по еврооблигациям, то на рынке вряд ли стоит ожидать зарождения негативной тенденции роста недоверия к российскому банковскому сектору, как это уже произошло в ряде европейских стран», — рассуждает заместитель начальника департамента анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Алексей Демкин. По его словам, скорее всего, произойдет переоценка инвесторами такого фактора, как поддержка акционеров, и будут еще больше придавать значения индивидуальному уровню кредитоспособности финансового института.

Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме