Не нужно отчаиваться, если у вас украли деньги с банковской карты. Просто возьмите ситуацию в свои руки, проведите собственное расследование, найдите вора, сдайте его службе безопасности банка. Результатом проделанной работы станет возвращение похищенных денег.
Если хочешь сделать
Проверяя выписку операций по карте, он обнаружил списание этой суммы в пользу шведского интернет-магазина, торгующего спортивным снаряжением. Игорь тут же связался с банком и заблокировал карту. После этого, написав заявление на опротестование трансакции, он уточнил в банке, может ли самостоятельно попробовать найти злоумышленника. «Я подумал, что мне не вернут деньги, если разбирательство будет идти только официальным путем, слишком уж много бюрократии, — объясняет свое решение Игорь. — К тому же, раз уж у меня украли деньги, я сам должен хотя бы попробовать разобраться в ситуации». Наряду со списанием средств интернет-магазином была еще одна странная трансакция — всего на несколько центов. «Похоже,
В выписке со счета было указано название магазина — Hollywood.se, туда и обратился Игорь. «Там мне сначала не поверили, пришлось отправлять скриншот выписки, после чего мне прислали данные покупателя, — рассказывает он. — Им оказался некто Liridon Krasniqi (Лиридон Красники), проживающий в Гетеборге».
На вопрос клиента, не вызвали ли подозрения имя и фамилия покупателя, шведский менеджер удивился: «Разве Liridon не русское имя?» Не смутила и фамилия Krasniqi. Ведь очень похоже называется то место, о котором знают во всем мире: Krasnaya Ploschad.
Как утверждает Игорь, в поиске Лиридона ему помогла социальная сеть Facebook*. По его словам, мошенником оказался проживающий в Гетеборге и занимающийся компьютерными технологиями косовский албанец из Приштины.
Из интернет-магазина также прислали адрес электронной почты и мобильный мошенника. Клиенту «Авангарда» даже удалось дозвониться до него. Узнав, с кем общается, тот заявил, что сейчас в отпуске и катается на лыжах, после чего отключил телефон.
Информацию о мошеннике еще в декабре Игорь передал в «Авангард», где ему сообщили, что расследование по его случаю продолжается. Одновременно с этим он связался со шведской полицией, на что получил ответ следующего содержания: «Обращайтесь в местную полицию и свой банк». Полицейские также объяснили потерпевшему, что если бы преступление произошло, когда Игорь был в Швеции, то они бы приняли от него заявление.
В марте «Авангард» объявил своему клиенту, что принял решение вернуть похищенные деньги. «Я уже и не надеялся их получить, но в апреле они были зачислены на счет», — радуется Игорь.
«К сожалению, мошеннические операции в интернет-магазинах не редкость, — комментирует ситуацию зампред правления «Авангарда» Валерий Торхов. — А вот то, что клиент сам смог найти мошенника, такое, конечно, происходит нечасто».
По словам Торхова, банк произвел анализ операции и пришел к мнению, что она действительно была несанкционированной. Поэтому клиенту вернули деньги на счет. «Для банка это прямые убытки, нам эти средства через механизмы платежной системы не были возвращены, — отмечает Торхов. — В то время мы еще не работали по технологиям 3D Secure (MasterCard Secure Code\Verified by Visa, которые значительно повышают безопасность расчетов с использованием банковских карт в Интернете), они были введены позднее».
Дальнейшая судьба Liridon неизвестна: Игорь не интересовался продолжением расследования после того, как банк вернул деньги, в «Авангарде» этот вопрос комментировать отказываются, ссылаясь на требования платежной системы.
Опрошенные порталом Банки.ру банкиры замечают, что в их практике не было случаев, когда клиент сам находил мошенников. Ведь, как напоминает начальник отдела мониторинга и претензионной работы управления пластиковых карт АМТ Банка Дмитрий Деркач, проведение расследований в рамках заявлений держателей карт — это прерогатива правоохранительных органов.
«Разбирательства по опротестованным клиентами операциям происходят через платежную систему, — объясняет директор департамента комиссионного бизнеса Бинбанка Юрий Татаринов. — Как правило, банк-эмитент не общается напрямую ни с банком-эквайером, ни с интернет-магазином. Стандартный срок внутреннего расследования составляет 180 дней, однако если ситуация для нас очевидна и нам понятно, что клиент не совершал эту операцию, то банк в течение месяца может уже вернуть держателю карты списанные ранее со счета денежные средства».
Банкиры утверждают, что нередко возмещают клиентам убытки, связанные с хищением через Интернет. «Если сайт, проводя операцию, не соблюдал требования безопасности и процедуру проверки держателя карты, то деньги возвращаются клиенту», — подчеркивает начальник отдела претензионной работы и анализа рисков Юниаструм Банка Софья Степочкина.
Наталья РОМАНОВА, Banki.ru
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ