Хлебное место для банкиров

Дата публикации: 13.12.2010 00:05
7 729
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru

Частные банки в России не зря жалуются на уход сотрудников в государственные, предлагающие более высокую оплату труда: компенсация там может быть больше как минимум в полтора раза и превышать 1 млн долларов в год.

Пожить на заработанные деньги

«Должен же человек позволить себе пожить на те деньги, которые он заработал!» — так мне охарактеризовал состояние, в котором пребывает банкир, занимавший долгое время ответственный пост в крупном банке и до сих пор нигде не работающий, его знакомый.

В среднем оклад топ-менеджера крупного частного банка составляет 800—900 тыс. рублей в месяц. Это не считая премий и бонусов, которые могут существенно увеличить доход. Чем больше банк, тем выше доходы его руководства. Например, как рассказывает консультант финансовой практики компании Pynes & Moerner Алексей Сизов, зампред правления в большинстве частных банков из топ-15 может получать 700—800 тыс. долларов в год общей компенсации, в госбанке — более 1 млн. «Традиционно в западных банках годовые компенсации чуть меньше, чем в частных российских, — 400—800 тысяч долларов», — замечает эксперт.

Возможность госбанков платить управленцам больше, чем в коммерческих, приводит к перетоку сотрудников из частного сектора в государственный. Недавно председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин на финансовом форуме газеты «Ведомости» рассказал историю, как менеджеру среднего звена предложили в госбанке работу с зарплатой, в 3,5 раза превышающей его нынешний уровень.

«Из государственных банков щедрыми работодателями сейчас можно назвать Сбербанк и ВТБ. Не исключено, что к ним скоро присоединится и Россельхозбанк, если начнет проводить активную кадровую политику», — говорит Алексей Сизов.

Представители кадровых агентств утверждают, что у Сбербанка и ВТБ начиная с кризиса и по настоящий момент примерно одинаковая кадровая стратегия: они сокращают рядовой персонал и нанимают дорогих управленцев. Наиболее ценными приобретениями госбанков в этом году стали бывший предправления банка «Уралсиб» Андрей Донских, который занял пост зампредправления Сбербанка, и заместитель председателя правления Альфа-Банка Владимир Татарчук, оказавшийся на такой же должности в ВТБ. По информации источников из кадровых агентств, компенсация последнему составит примерно 10 млн долларов в ближайшие три года.

Впрочем, госбанки интересуются не только звездами: повышенные зарплаты они готовы предлагать управленцам среднего звена. «Больше всего интересуют кредитчики и рисковики», — указывает топ-менеджер банка из первой тридцатки с западным капиталом. В частности, он приводит пример, как руководителю отдела по работе с просроченной задолженностью, который получает в его банке 200 тыс. рублей, предложили в госбанке должность с тем же функционалом, но с зарплатой в 600 тыс.

«В государственных банках у менеджеров, занимающихся розницей и корпоративным сектором, зарплаты и бонусы выше, чем в частных, хотя бы потому, что эти люди управляют гораздо большим объемом денег и несут за это большую ответственность», — подчеркивает руководитель портала SuperJob.ru Алексей Захаров.

Человек красит место

В самих госбанках называют информацию о сверхзарплатах несколько преувеличенной. Например, как рассказал на условиях анонимности представитель Сбербанка, уровень заработной платы, намного превышающий рыночный, может быть у уникального специалиста. «Зачастую при установлении зарплаты действует индивидуальный подход», — уточняет он.

С ним соглашается начальник департамента по работе с персоналом банка «Открытие» Евгения Колбина. «Ценные сотрудники могут переходить как из частных банков в государственные, так и наоборот. Тип акционерного капитала в данном случае большой роли не играет: если тому или иному банку требуется профессионал на стратегически важную позицию, ему предложат достойную компенсацию», — поясняет она.

Очень многое в определении стоимости управленца зависит от того, сколько клиентов он приведет за собой. Руководитель корпоративного блока одного из частных банков говорит, что затраты на хорошего управленца по работе с бизнесом составляют в среднем 10—15% от общего объема прибыли, которую тот приносит банку. «Поэтому при хороших показателях дохода банк может позволить платить ему сколько угодно», — отмечает он.

Примечательно, что не последнюю роль в установлении уровня оплаты труда «топа» играет частота упоминания о нем в СМИ. Сотрудник маркетингового подразделения частного банка рассказывает, как один из топ-менеджеров, собиравшийся увольняться, попросил, что называется, «по дружбе» обеспечить ему как можно больше комментариев от своего имени в различных изданиях — так, по его логике, у него будет больше выгодных предложений при выходе на «рынок труда для топ-менеджеров».

Не все решают деньги

Представители кредитных организаций хоть и жалуются на переманивание персонала госбанками, признают, что в некоторых случаях сотрудников все-таки удается остановить, причем не только повышением зарплаты.

К примеру, делится топ-менеджер банка с иностранным капиталом, четкое соблюдение утвержденной стратегии, западная культура, отсутствие необходимости изобретать велосипед и достаточное количество личного времени — вот преимущества, удержавшие некоторых людей от перехода в госбанк. «Те сотрудники, которые приняли предложение Сбербанка, жалуются, что раньше 11 часов ночи с работы не уходят», — добавляет он.

«Деньги — далеко не единственная мотивация, особенно если речь идет о руководящих позициях. На мой взгляд, в банках с частным капиталом у человека больше возможностей для реализации потенциала», — считает Евгения Колбина.

Но и соглашаются управленцы на работу в госбанке не только ради денег: соответствующая строчка в резюме может помочь в дальнейшей карьере. «Практика такова, что даже начальник управления в Сбербанке в будущем способен стать предправления частного банка, а следующей ступенью в карьере зампредправления может оказаться хорошая должность в госкорпорации», — уверен представитель Сбербанка.

Что же касается рядовых сотрудников, то госбанки по-прежнему платят им меньше, чем частные. Как показывает исследование рекрутингового портала SuperJob.ru, по данным на ноябрь средняя зарплата кассира-операциониста в коммерческом банке составляет 28 тыс. рублей, в то время как в государственном — 25 тыс., специалиста кредитного отдела — 37 тыс. и 35 тыс. соответственно, бухгалтера — 40 тыс. и 30 тыс., юриста — 65 тыс. и 55 тыс.

«Тот факт, что зарплаты у рядовых служащих в государственных банках ниже, чем в коммерческих, — нормальное явление, ведь главное преимущество работы в госбанке для них — это стабильность», — полагает Алексей Захаров.

Вполне возможно, что вскоре зарплаты сравняются. «В следующем году они будут расти в госбанках быстрее, чем в частных. Последние болезненнее отреагируют на повышение ЕСН, что может замедлить рост зарплат их сотрудников. Поддержка государственных банков со стороны главного акционера, напротив, будет способствовать увеличению оплаты труда в данном секторе», — прогнозирует Захаров.

Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме