По итогам первого полугодия убытки до налогообложения показали 86 кредитных организаций из 988 опубликовавших отчетность на сайте Центробанка. Из них 61 — участники системы страхования вкладов (ССВ). Однако теперь требование быть рентабельными больше не висит дамокловым мечом над банками, привлекающими вклады населения.
В середине июля вступил в силу закон, отменяющий требования к участникам ССВ по группе показателей доходности. Теперь для того, чтобы иметь право принимать средства населения в качестве депозитов, банку необязательно быть рентабельным. Мораторий на требования к показателям финансовой устойчивости — группе показателей ликвидности, качества активов, капитала банков — участников ССВ — был введен в сентябре 2009-го на срок до конца 2010 года, но в связи с несоответствием требованиям отдельных кредитных организаций его продлили до 1 июля 2011 года. Пока действовал мораторий, банки спокойно получали свои убытки, не переживая о том, что регулятор может ввести запрет на привлечение средств населения во вклады. За 2010 год убытки до налогообложения были как минимум у 76 кредитных организаций, среди которых оказались такие крупные, как Абсолют Банк, Московский Банк Реконструкции и Развития, Собинбанк, АМТ Банк и другие представители первой сотни по нетто-активам. По завершении бухгалтерского учета событий после отчетной даты (СПОД) в убыток по итогам года вышли Росбанк и «Траст». Всем этим учреждениям граждане доверили довольно значительные суммы.
Беспокойство по поводу доходности, а точнее ее отсутствия, у некоторых банков началось весной, когда стало понятно, что нарушители пока еще «замороженных» требований есть, вклады у них тоже имеются и, скорее всего, к 1 июля ситуация вряд ли заметно улучшится. К решению проблемы подошли радикально. Проект, предусматривающий исключение из числа обязательных критериев финансовой устойчивости банка — участника ССВ критерия, касающегося доходности кредитных организаций, был внесен на рассмотрение комитета Госдумы по финансовому рынку 10 мая этого года. «Законопроект нацелен на решение потенциальной проблемы вынужденного введения Банком России запрета на привлечение денежных средств физических лиц во вклады и открытие банковских счетов гражданам по жизнеспособным банкам, имеющим оценку «неудовлетворительно» только по группе показателей доходности, — сообщили законотворцы в пояснительной записке к документу. — Введение указанной меры может негативным образом сказаться на финансовой устойчивости учреждения, в отношении которого данная мера введена».
Далее объясняется, что низкорентабельная или даже убыточная деятельность кредитной организации не всегда говорит о том, что у нее трудности и в скором времени ее ждет неминуемое банкротство. «Доходность финучреждения, например, может снижаться в период развития новых направлений бизнеса либо расширения его объемов. При этом банк сохраняет способность осуществлять текущую деятельность, своевременно удовлетворять требования кредиторов», — утверждают авторы законопроекта.
На самом деле банкам, желающим развивать новые направления, пошли навстречу уже давно: еще в марте 2006 года расходы на развитие бизнеса, к которым относятся, например, затраты на открытие новых филиалов, перестали учитываться при оценке группы показателей доходности.
Отметим, что оценка «неудовлетворительно» выставляется банку по совокупности критериев и нерентабельность (рассчитанная по методике ЦБ) — достаточное для нее условие. Причем для того, чтобы нарушить требование, банк должен был оказаться неудовлетворительным по доходности две квартальные даты подряд. Резонно спросить: зачем надо было совсем исключать из рассмотрения доходность кредитной организации и, если уж так остро стоял вопрос, не лучше ли было увеличить число дат, на которые ей позволялось бы иметь такую оценку, например вместо двух кварталов рассматривать показатели доходности на годовом промежутке.
«Стало понятно, что, помимо расходов на развитие бизнеса, стоит исключить и ряд других статей расходов, а также учесть некоторые особенности деятельности банка, — объясняет директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. — Разумнее было совсем отказаться от рассмотрения показателей доходности, чем учитывать множество различных факторов. Тем более что установление административных, а не аналитических критериев на показатели доходности не соответствует международной практике.
«Доходность кредитной организации — не критерий того, способна она выполнять свои обязательства или нет, — полагает вице-президент аудиторской компании «ФБК» Алексей Терехов. — Иногда хорошие показатели доходности, наоборот, могут говорить о слишком рискованной политике деятельности банка. Нужно рассматривать рискованность банка по отношению к рынку, как это делают, например, в странах — членах Евросоюза. Либо отказывать банку в участии в системе страхования, либо устанавливать размер страховых взносов в зависимости от рисков, которые он на себя принимает».
Действительно, во многих странах используется дифференцированный подход к участникам систем страхования вкладов. То есть размер взносов, которые банки делают в фонд страхования, напрямую зависит от их устойчивости и рискованности их деятельности. Например, в Канаде Корпорация страхования вкладов (CDIC) делит кредитные организации на четыре категории по их суммарному оценочному баллу качественных и количественных характеристик. Банки из разных категорий платят разные суммы страховых взносов. Для наиболее устойчивых финучреждений ставка составляет 0,028% от депозитной базы, для наименее устойчивых — 0,222%.
Во Франции взнос каждого участника фонда страхования депозитов базируется на оценке его вклада в совокупный риск банковской системы. В США также оцениваются риски участников системы страхования. В России дифференцированный подход пока не применяется. Сейчас все банки, имеющие право привлекать средства населения, платят в размере 0,1% от депозитной базы.
Напомним, что мораторий, закончивший свое действие 1 июля, распространялся не только на показатели доходности кредитных организаций. Он охватывал также и другие критерии финансовой устойчивости банков — группы показателей оценки активов, капитала, ликвидности, исправное соблюдение норматива Н1. По словам Михаила Сухова, учреждений, нарушающих требования по этим группам показателей, сейчас нет и в ближайшее время не будет. Остается только порадоваться за наши кредитные организации. Но, даже если возникнут проблемы с этими критериями финустойчивости, отказаться от них совсем, как от требований к доходности, не получится.
«Другие группы показателей (ликвидности, капитала и т. д.) напрямую связаны с обязательными нормативами ЦБ. Они усиливают позицию регулятора в отношении исполнения этих нормативов, поэтому отказываться от них нельзя», — объясняет Сухов. Между тем с капитализацией банков не все так радужно, как хотелось бы. Как минимум у 20 кредитных организаций из топ-100 по нетто-активам норматив достаточности к середине года был ниже 12%. На 1 января их было вдвое меньше. Это говорит о том, что в системе назрела проблема капитализации и для дальнейшего развития банкам потребуется увеличивать собственные средства.
Женни ЛУБЕНЕЦ, ведущий специалист информационно-аналитической службы Banki.ru