Артемий Лебедев оценил дизайн банковских карт

Дата публикации: 05.06.2007 11:08
14 239
Время прочтения: 18 минут

Бум кредитных карт логичным образом ведет к увеличению их числа. Перед банками стоит задача сделать свои карты оригинальными. И каждая попытка выбиться из пестрого ряда увеличивает пестроту и усложняет последующую жизнь дизайнерам, банкирам и потребителям. Известный дизайнер Артемий ЛЕБЕДЕВ специально для издания «Банковское обозрение» оценил дизайнерские решения некоторых банковских карт.

«БО» не разделяет резкость некоторых оценок — это частное мнение одного из самых авторитетных экспертов.

Но стоит отметить, что авторам карт и эмитентам, удостоившимся критических комментариев, еще повезло; на своем сайте Артемий разносит заслуживающие того образцы дизайна в пух и прах. Что не уменьшает потока желающих получить его рецензию на свои художества. Теперь усилиями «БО» эту рецензию получили и банковские карты.

Перед тем как оценивать пластиковые карты банков, необходимо представлять себе, какие существуют ограничения.

Многие дизайнеры полагают, что на карте можно изобразить что угодно. Это не совсем так, а часто — совсем не так. Дизайнеры, как и банкиры, вполне могут считать, что карта — это их собственное пространство для выражения. Однако карта, хоть и эмитируется банком, банку принадлежит не до конца. Практически каждый миллиметр поверхности карты строго регламентирован правилами платежной системы.

Именно в рамках правил платежной системы и создается дизайн каждой карты. Причем надо понимать, что в платежной системе тоже не дураки сидят, и возможности лишний раз прорекламировать себя, запретив выступать рядом всем остальным, не упускают.

Если придерживаться всех правил строго, то разнообразие карт свелось бы к абсолютному минимуму. Интересные решения появляются во многом из-за того, что правила игнорируют. Причем одним банкам это позволяют делать, а другим — нет. Как правило, чем «дороже» карта (золотая, платиновая, черная и пр.), тем меньше возможности вносить хоть какие-либо изменения в стандартный дизайн.

Часть представленных в обзоре карт — кобрэндинговые, то есть выпущенные с участием третьего лица (например, авиакомпании). Когда дизайнер имеет дело с тремя системами правил, результат обычно получается самый печальный.

Citibank

Дизайн, говорящий о полном нежелании банка выбирать яркий графический стиль или демонстрировать позицию, отличную от нейтральной. Такие карты обычно не могут «нравиться» или «не нравиться», они просто существуют. Полная противоположность поведению вербовщиков банка в торговых центрах, где они буквально хватают прохожих за рукав.

Абсолют Банк

Платиновая карта, по всей видимости, просто соответствует правилам оформления платиновых карт. Карты с тригонометрическими примитивами симпатичны, хотя фантазия дизайнера и не пошла дальше соотнесения шара и тетраэдра со словом «Абсолют». Карта с картой — настолько заезженный тавтологический ход, что обсуждать его можно было бы только в случае наличия какого-нибудь интересного решения, чего мы в данном случае не наблюдаем.

Alfa-Bank

Все три представленные карты — кобрэндинговые. По всей видимости, файлы для всех карт были предоставлены заказчиками, Альфа-Банку оставалось только поставить свой логотип в стандартном углу. На карте Фонда дикой природы поставлен такой плохой слайд, что самое время выносить святых.

Банк Москвы

Совершенно явно использован так называемый клипарт, то есть изображение из коллекции доступных картинок, которыми может пользоваться любой за деньги или бесплатно. Использование клипарта среди дизайнеров считается плохим тоном (кроме случаев, когда изображение не требует создания, как, например, в случае с репродукциями известных картин, фотографиями из космоса и пр.). Гравюра Медузы горгоны в данном случае помещена на беспомощный фон, потому что дизайнер кроме как отсканировать картинку ничего сделать не может — дорисовать гравюру ему не под силу.

Банк Глобэкс

Детский сад, трусы на лямках. Случайный подбор изображений, объединенных темой «шар». После глобуса и воздушного шара наступил творческий кризис, представленный отраженным в луже цветком и картинкой льва, найденной в интернете.

Банк «Московский капитал»

За основу взято изображение корабля «Арго» из атласа Яна Гевелия 1690 года. Сверху положено изображение одноименного созвездия. На каждой карте изображение одно и то же, только покрашено в разные цвета. Надпись «Argo Navis» выполнена совершенно беспомощно — расстояние между строками заглавных букв не может быть меньше высоты этих самых заглавных букв. Читатель может сравнить эту надпись с написанием названия банка (знак и логотип сделаны в моей студии).

ПриватБанк

Карта с палехской росписью — просто образец китча. Карта Blitz была бы ничего, если бы не циферблат, выдающий беспомощность дизайнера с головой. Карты с психоделической зеленью — попытка создать хоть что-нибудь самостоятельное на основе логотипа банка. Студенческая карта — еще один пример того, как банкиры безуспешно пытаются найти общий язык с молодыми людьми. Карта с красной клубникой в куче черно-белой клубники — пример стиля «трэш», модного среди начинающих дизайнеров.

Москоммерцбанк

Нашли книгу с гравюрами про Москву, отсканировали, поместили на карту. Обсуждать особенно нечего.

Russlavbank

Карты настолько эклектичные и разнобойные, что их не может оправдать даже запредельно низкое качество логотипа банка. Набирать латиницей надпись в псевдоцерковнославянском стиле сегодня считается неприличным у большинства уважающих профессию дизайнеров. О знаке лучше умолчать.

Банк «Союз»

Единственная интересная, цельная и самостоятельная серия карт из всех представленных в настоящем обзоре. Не стоит сравнивать эти карты с другими — серия хороша сама по себе.

Промсвязьбанк

В отличие от карты Москоммерцбанка, тут дизайнер не просто нашел в букинисте пару дореволюционных открыток, но еще и попытался разместить их в виде марок. Получилось так ужасно, что смеются все, кроме банка-эмитента.

Сбербанк России

Сбербанк один из лидеров в тиражировании запредельно плохих дизайнерских ходов. По моим субъективным ощущениям, такие жуткие картинки с претензией на дизайн может делать либо человек старше 50 лет, либо дизайнер-женщина. Карта УЕФА — единственный пример дизайна, к которому не имеет отношения дизайнер со стороны банка. Карта с зонтом приурочена, по всей видимости, к появлению на свет зонтов, на которых во время дождя проступают логотипы Сбербанка. Карта с гнездом была бы симпатична в серии. Карта с фигуристами — пример тихого ужаса. А карта с кошельком должна быть поводом для расстрела дизайнера на месте.

Русский Банк Развития

Простой графический ход с лентой делает серию карт узнаваемой при отсутствии выпендрежа. Карта с бантиком на подарочной коробке выпадает из серии и выглядит достаточно дешево.

Росбанк

Росбанк всегда отличала способность заговаривать зубы представителям платежных систем, в результате чего появлялись на свет карты, дизайн которых не смог бы пробить ни один другой банк (достаточно вспомнить карты из прозрачного пластика). Представленный тут вариант оформления «Визы-электрон» вполне удачен.

Московский международный банк

Карты со схемой построения знака евро и с Витрувианским человеком Леонардо вполне нейтральны, хотя и не блещут оригинальностью исполнения. Карта с Джокондой просто неудачна — подобная обработка фотографий уместна лишь на могильной плите.

Судостроительный Банк

Судостроительный банк, поменяв логотип, оставил для себя только один мотив в собственном оформлении — новый логотип. Через пару лет это банку надоест, тогда можно будет обсуждать что-либо еще кроме нового логотипа.

Волга-Кредит Банк

Рисовала девочка или принимала девочка. Вряд ли люди, на вывеске которых есть слово «Волга», настолько любят воду, что не могут без нее обойтись на пластиковых картах. В любом случае — перед нами явно мотив оформления на один сезон.

Экспобанк

Карта с клюшкой для гольфа — типичный клипарт. Карта с полем для гольфа настолько запредельно безобразна, что мы и так ее уже слишком долго обсуждаем.

Банк «Возрождение»

Люди устали оформлять свои карты и решили на этот раз обойтись фотографиями флоры. Подобное мог предложить новый дизайнер, у которого слово «возрождение» еще было способно вызвать ассоциацию первого уровня.

ТрансКредитБанк

Лидер сегодняшнего обзора по запредельности ужаса исполнения. Подобные беспомощные дизайнерские потуги в сочетании со стандартными эффектами искажения изображений могли появиться в двух случаях: руководство банка было в отпуске или оформляло карты самостоятельно.

Вятка Банк

Банк, логотип которого читается как «Бяка», произвел на свет пластиковую карту, дизайн которой вполне может конкурировать с оформлением заставок провинциальных телеканалов середины 90-х годов.

В заключение хочется предложить читателю представить все карты из сегодняшнего обзора в обычном портмоне. Вот мы засунули все в отделение для карт. Что мы увидим в таком случае? Только лишь разноцветные полоски пластика. Чтобы найти карту в таком винегрете, нужно будет одну за другой доставать все, пока не появится нужная. Ни один дизайнер не подумал о том, что в кошельках у людей сегодня не одна карта, а минимум десять, включая дисконтные, клубные, членские и прочие. Если нужную карту в нужный момент получается сразу достать из кошелька, то совершенно все равно, как она выглядит — мы же ее не посмотреть достаем.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме