Российский банк проиграл на Уолл-стрит более половины средств инвесторов ОФБУ

Дата публикации: 15.06.2007 11:19
5 115
Время прочтения: 5 минут
Источник
Финанс

«Мы стремимся к максимально возможной доходности при разумном уровне риска», — утверждают управляющие фондом, потерявшим за полтора года рыночного роста 63% средств инвесторов.

Приходишь в банк открыть вклад, а там тебя спрашивают: «А не желаете ли вложиться в ОФБУ — в общий фонд банковского управления? Если в ближайшие 12 месяцев снимать деньги не планируете, то фонд принесет большую доходность, чем депозит». Обозреватель «Ф.», на котором банковский менеджер пару недель назад отрабатывал тактику перекрестных продаж, получил в итоге то, за чем пришел — вклад под вполне приличный по нынешним временам процент. От «повышенной доходности» категорически отказался.

А на прошлой неделе уже другого обозревателя «Ф.» от текущих дел отвлек звонок читателя, который в свое время инвестировал в один из ОФБУ $25 тыс., и теперь жаждал поделиться своими впечатлениями. «Поначалу все шло очень хорошо: меньше чем за полгода доход от инвестиций составил почти 40%. В апреле 2006-го стоимость моей доли выросла до $34 тыс. Но вдруг все изменилось, — вспоминает читатель по имени Александр, попросивший не указывать его фамилию. — Сначала доходность резко упала, а потом и вовсе ушла в область отрицательных значений. В итоге, когда вместо $25 тыс. у меня осталось $9 тыс., я решил забрать хотя бы эти деньги». Потери инвестора составили 64% от суммы вложений, или более 74% от максимума, достигнутого в апреле 2006 года. Александр не понимает, как управляющим «удалось» уйти в такой глубокий минус. «Что-то здесь не так… Мне кажется, что меня обманули», — предполагает он. Едва ли «обман» — подходящее слово, но то, что клиент оказался в заблуждении, — факт.

Страх и жадность правят Уолл Стрит, а фондом «Уолл Стрит квантовый» управляет Юниаструм-банк. «Являясь фондом, инвестирующим исключительно в финансовые инструменты США, «Уолл Стрит Квантовый» сосредотачивается на получении максимальной доходности. […] Применительно к портфелю фонда […] мы стремимся к максимально возможной доходности при разумном уровне риска. Мы рассчитываем размеры открываемых позиций таким образом, чтобы риск по отдельной открытой позиции не превышал 5% от общего капитала», — это подборка цитат с сайта, описывающего принципы управления фондом Юниаструм-банка. Все, конечно, относительно, но при какой же степени «разумности» риска можно потерять почти половину денег вкладчиков всего за месяц?! И не на каком-нибудь экзотическом малоразвитом рынке, а на вполне респектабельном американском?

Попробуем сначала найти ответ в инвестиционной декларации ОФБУ «Уолл Стрит квантовый». Она очень даже либеральна. К примеру, у портфельного менеджера нет ограничений на использование биржевых и внебиржевых срочных контрактов, максимальная доля «акций иностранных эмитентов, имеющих признанную котировку», составляет 75%. При этом в инвестдекларации не разъясняется, что следует понимать под «признанной котировкой». Иными словами документ сам по себе не ограничивает потенциальные потери инвестора.

Теперь обратимся к представителю банка, непосредственно связанному с рынком. «Фонд изначально был задуман как очень агрессивный. Активы его формируются из фьючерсов, опционов и небольшого количества акций. Каждый высокорискованный актив торгуется по самостоятельной стратегии, каждая из которых в отдельности предполагает возможность глубоких просадок. В таких фондах основным средством управления риском является диверсификация по стратегиям: маловероятно, что все убытки придутся на один период», — объясняет главный трейдер «Юниаструма» Михаил Королюк. Катастрофическим для фонда оказался май 2006 года, по итогам месяца потери составили 46%. «Обычно убытки по одной стратегии компенсируются значительными прибылями по другой. Однако и маловероятные события порой случаются — именно это и произошло с фондом, когда «минуснули» одновременно все входящие в него стратегии», — констатирует Михаил Королюк. Губительно на результатах фонда сказались плечи — финансовые рычаги, которые возникали при работе с фьючерсами и опционами.

Результаты фонда впечатляют еще больше в сравнении с динамикой индекса S&P 500. С 30 сентября 2005 года индикатор американского рынка вырос на 24%, в то время как ОФБУ «Уолл Стрит квантовый» потерял 63%. К слову, его «коллега» — «Уолл Стрит агрессивный», также управляемый Юниаструм-банком, с апреля 2006 года уменьшил капитал вкладчиков вдвое.

Еще один достойный внимания нюанс — издержки инвесторов. За управление фондом «Уолл Стрит квантовый» Юниаструм-банк взимает вознаграждение в 3% от суммы вложений. Кроме того, удерживает 3% от возвращаемых средств, если срок инвестирования составил менее 11 месяцев. И, наконец, с дохода вкладчика банк оставляет себе еще 25% в качестве вознаграждения за успех.

Стоит ли удивляться, что многие инвесторы, в числе которых и читатель «Ф.», отказались от дальнейшего катания на «американских горках» и предпочли вывести деньги из ОФБУ — активы фонда уменьшились более чем на 90% всего за полгода. И стоит ли удивляться, что ОФБУ куда менее популярны, нежели другой сегмент рынка коллективных инвестиций, — паевые инвестиционные фонды. В начале июня стоимость чистых активов (СЧА) банковских фондов немногим превышала 19 млрд рублей, увеличившись за год почти на 34%. ПИФы же к началу лета аккумулировали 169 млрд рублей, годовой прирост СЧА — 59%.

Если у ОФБУ на щите начертано: «Полная инвестиционная свобода», то девиз паевых фондов — «Жесткие рамки и контроль». И то ли свободой банков­ские управляющие не научились пользоваться в полной мере, то ли жест­кие рамки становятся чем-то вроде костыля для портфельных менеджеров управляющих компаний, а, может, по каким-то другим причинам, но ПИФы в глазах неискушенного инвестора выглядят инструментом более надежным и доходным. Риск в них в немалой степени ограничен нормативно. Хотя чрезвычайно глубокие провалы случаются, носят они в основном технический характер (как это было на стадии расформирования фонда «Совершенный» под управлением УК «Пифагор») и, как правило, не затрагивают интересы массового инвестора. Тем более на растущем рынке.

Лидеры и аутсайдеры среди ПИФов и ОФБУ по итогам работы с начала года*

ПИФ/ОФБУ УК/банк Рублевая доходность, %
Лидеры
ИПИФА «Альфа-капитал Акции роста» Альфа-капитал 39,9
ОФБУ «Премьер идексный фонд акций Малайзии» Юниаструм-банк 31,4
ИПИФА «Энергия Капитал» Интерфин Капитал 31,0
ИПИФА «Открытие-энергетика» Открытие 30,2
ИПИФА «Альянс Росно-акции второго эшелона» Альянс Росно УА 29,5
ИПИФА «Тройка Диалог-электроэнергетика» Тройка Диалог 28,7
ОФБУ «Юниаструм идексный фонд акций ЮАР» Юниаструм-банк 19,3
ОФБУ «Премьер глобальный фонд акций логистики» Юниаструм-банк 17,9
ОФБУ «Юниаструм идексный фонд бразильских акций» Юниаструм-банк 17,7
ОФБУ «Премьер глобальный фонд недоцененных акций» Юниаструм-банк 16,2
Аутсайдеры
ОПИФА «Мозаик-акции» УК Мозаик -9,9
ОФБУ «Премьер глобальный фонд акций строительства и управления недвижимостью» Юниаструм-банк -10,8
ОПИФА «Велес Капитал-избранные акции» Велес Менеджмент -11,0
ОФБУ «Доходный 2» Зенит -12,9
ОПИФА «Максвелл Нефтегаз» Максвелл ЭМ -13,4
ОФБУ «Перспективный» Зенит -14,4
ОПИФА «Триумфальная площадь — российская нефть» УК Банка Москвы -14,8
ОПИФА «КИТ-российская нефть» КИТ Финанс -15,3
ОФБУ «Кросс-сбалансированный» Кроссинвест -16,6
ОФБУ «Премьер Уолл Стрит агрессивный» Юниаструм-банк -39,7

* — данные на 28.04.07, источники: Национальная лига управляющих, investfunds.ru.

Кирилл АЙЗИН

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме