ЦБ тасует карты

Дата публикации: 16.11.2012 07:00
7 186
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru

В распоряжении портала Банки.ру оказался обновленный проект рекомендаций ЦБ о порядке использования электронных средств платежа (ЭСП). В документе (его выход ожидается к декабрю) объясняется, как применять малопонятную статью 9 закона об НПС, которая начнет действовать с 1 января. Но банкирам эта помощь регулятора — как мертвому припарка, и они надеются, что сроки вступления новых норм в силу будут перенесены.

С 1 января 2013 года вступает в силу статья 9 «Порядок использования электронных средств платежа» закона «О национальной платежной системе» (№ 161-ФЗ). Ее нормы вводят новый порядок уведомления клиентов об их безналичных расчетах, а также возврата денег, пропавших при осуществлении операций, которые совершены без согласия законного держателя ЭСП.

Участники рынка, эксперты, законотворцы и юристы толкуют нормы 9-й статьи по-разному. Одни считают, что потери клиентам надо возмещать в течение суток, другие — что сперва можно провести расследование происшествия. Но в любом случае в новой норме прослеживается принцип «клиент всегда прав», тогда как до сих пор фактически было наоборот. «Оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица», — в частности, гласит 161-ФЗ. Помимо этого возникает еще масса проблем, связанных с применением на практике новых норм. И банкиры опасаются, что возникнет много путаницы во взаимоотношениях с клиентами, а число мошеннических операций вырастет в разы.

Обозреватель портала Банки.ру направила проект рекомендаций участникам рынка и экспертам для ознакомления и анализа. Банкиры неохотно дают комментарии на тему применения указанной статьи. Но из неофициальных бесед с ними удалось выяснить, что в драфте документа не усматриваются ответы на основные вопросы, которые волнуют игроков. Например, что считается корректным уведомлением об операции? В какой момент клиент является надлежащим образом уведомленным о ней? Каковы сроки и порядок возмещения клиенту утраченных средств в результате проведения операций с использованием ЭСП?

По сути, регулятор пояснил, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Каждый банк должен сам продумать, как защититься от мошенничества и других проблем, связанных с безналичными расчетами. «Методики оценки риска использования ЭСП определяются во внутренних документах кредитной организации», — говорится в проекте рекомендаций. Банк, отмечает регулятор, оценивает степень риска, связанного с использованием ЭСП данным клиентом, и предоставляет ему соответствующее ЭСП с учетом результатов оценки такого риска.

«Получается, что кредитная организация должна разработать и утвердить внутренний документ, касающийся оценки риска использования ЭСП конкретным клиентом. С этой необходимостью по факту столкнутся все банки. И если для юрлица еще можно придумать какие-то типовые критерии, то для гражданина это очень сложно и трудоемко, учитывая поток таких клиентов, — рассуждает начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства (НРА) Карина Артемьева. — Полагаю, что регулятор в идеале должен прописать, что именно он хочет видеть в таком внутреннем документе банка. Если он этого не сделает, то чуть ли не к любой методике оценки указанных рисков, разработанной кредитной организацией, можно будет предъявить претензии в результате проверки».

Артемьеву смущает еще один пункт проекта рекомендаций — обеспечение банком возможности круглосуточного доступа клиента к контактному центру кредитной организации в целях предотвращения совершения незаконных операций с использованием ЭСП. «Думаю, что не все банки в состоянии организовать колл-центр, работающий в режиме нон-стоп», — заметила эксперт.

Регулятор также советует банкам разработать памятку для клиентов на основании письма ЦБ от 2 октября 2009 года «О памятке «О мерах безопасного использования банковских карт», а также письма ЦБ от 22 ноября 2010 года «Рекомендации по раскрытию информации об основных условиях использования банковской карты и о порядке урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с ее использованием».

Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» (НП НПС) дал свое заключение (на днях оно было направлено директору департамента регулирования расчетов ЦБ Роману Прохорову) на проект рекомендаций. Суть заключения (есть в распоряжении Банки.ру) сводится к тому, что советы регулятора — не панацея от грядущих бед операторов по переводу денежных средств. Из текста следует, что статью 9 закона об НПС необходимо корректировать, поскольку участники национальной платежной системы пришли к единому мнению о неизбежном возникновении масштабных негативных правовых последствий после вступления ее в силу. НП НПС предлагает целый ряд поправок, в частности установить обязательность предварительного рассмотрения заявления клиента о совершении операций с использованием ЭСП без его согласия на сумму свыше 3 тыс. рублей, а также внесение изменений в уголовное законодательство, предусматривающих повышение ответственности за совершение мошеннических действий с использованием ЭСП.

Участники рынка, как говорится в заключении НП НПС, настаивают, что для разрешения всех спорных моментов необходимо отсрочить вступление в силу отдельных положений обсуждаемой статьи 161-ФЗ. Перенос срока, по мнению авторов заключения, «будет способствовать стимулированию развития безналичного оборота, повысит безопасность использования клиентами электронных денежных средств».

Правда, первый зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник ранее сообщал порталу Банки.ру, что никаких поправок в данную статью закона об НПС пока вносить не планируется. «Я бы рекомендовал банкирам подождать первые полгода действия новой нормы, поработать над ее применением, а после этого решить, требуются ли какие-то изменения», — выразил свою позицию Резник.

А управляющий директор технологической компании Optima Infosecurity Неманья Никитович вообще считает, что банкам не к лицу пытаться переложить ответственность за мошеннические операции на клиента путем информирования о рисках использования ДБО. «Лучше снижать риск самого мошенничества, а не меру ответственности банка, — убежден Никитович. — Европейская практика такова: банк информирует клиентов обо всех возможных рисках. Но конечная ответственность за хищения все равно лежит на кредитной организации, и она всегда готова возместить похищенные средства, как того требует закон. После чего начинается расследование».

Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме