«Проездной» не купишь

Дата публикации: 26.11.2012 09:00
5 298
Время прочтения: 5 минут

Как стало известно порталу Банки.ру, «Русский Стандарт» планирует перевыпустить свою транспортную карту и добавить в нее новые функции. Для этого банк патентует изображение новой карты с обозначением «проездной». Эксперты не считают, что кредитной организации удастся получить разрешение на регистрацию товарного знака.

На текущий момент транспортная карта «Русского Стандарта» позволяет москвичам проходить по ней только в метро. Однако, по данным Банки.ру, кредитная организация прорабатывает концепцию создания новой карты под названием «Проездной», с помощью которой клиенты банка смогут оплачивать проезд при проходе не только в подземку, но и в наземный транспорт.

«Насколько я знаю, в Питере транспортная карта «Русского Стандарта» уже стала официальным «проездным» и в метрополитене, и на других видах транспорта, — рассказывает источник, близкий к банку. — Сейчас полноценную транспортную карту в «Русском Стандарте» прорабатывают и для Москвы. Отличие ее от нынешней транспортной карты состоит в том, что проезд будет считаться не только за метро, но и, скажем, за электричку, за наземный транспорт».

Банк подошел к созданию карты основательно и даже подал заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент (документ есть в распоряжении Банки.ру). На регистрируемом «Русским Стандартом» изображении отчетливо просматриваются четыре вида транспорта — автобус, троллейбус, трамвай и поезд метро, а также слово «проездной» в левом верхнем углу карты. Напомним, что в апреле 2012 года банк «Русский Стандарт» также подал заявку на регистрацию слова «проездной».

Сроки начала реализации проекта по картам «Проездной» в «Русском Стандарте» пока не определены. «Юристы в сомнениях, получится ли запатентовать само слово», — говорит источник, близкий к банку. По его словам, за счет регистрации данного изображения карты «Русский Стандарт» хочет получить конкурентное преимущество перед транспортными картами других кредитных организаций. Тем более что проезд на подземном и наземном транспорте уже можно оплатить картами нескольких банков («Авангард», Банк Москвы, Военно-Промышленный Банк), а другие готовятся к запуску такой функции (СМП Банк, Московский Индустриальный Банк, Мастер-Банк, Ситибанк).

В пресс-службе «Русского Стандарта» официальные комментарии предоставить не смогли.

Патентные поверенные и маркетологи, опрошенные Банки.ру, считают, что «Русскому Стандарту» не удастся зарегистрировать слово «проездной» на себя ни в каком виде.

Так, по мнению патентного поверенного патентного бюро «РОСТ» Елены Поленовой, регистрация подобного товарного знака может дать банку небольшое конкурентное преимущество, но слово «проездной» на регистрируемом дизайне банковской карты в любом случае будет неохраняемым, то есть использовать его сможет любой. «Для понимания хочу пояснить, что слово «проездной» является неохраняемым для таких товаров, как проездной билет, — обращает внимание Поленова. — Как нельзя зарегистрировать товарный знак «Школа» для школы, также нельзя зарегистрировать слово «проездной» для проездного, поскольку оно является описательным. Если же регистрировать товарный знак «Проездной» для банковской карты, которая является не только проездным, но и платежным средством, тогда слово «проездной» на этой карте будет вводить потребителя в заблуждение, а это тоже является основанием для отказа в регистрации товарного знака. Обозначение «проездной» может быть защищено в составе товарного знака как неохраняемый элемент при условии, что в регистрируемом товарном знаке будут еще какие-то охраняемые слова либо это будет комбинированное обозначение с какой-то графикой. В принципе, любой банк может выпустить карту со словами «проездной», но тогда и действовать она должна как проездной, и при этом банк не может претендовать на единоличное использование слова «проездной» в своих продуктах».

Схожее мнение имеет и управляющий директор BrandLab Александр Еременко. «В этой заявке на регистрацию товарного знака (дизайна карты) ключевым является, прежде всего, слово «проездной», оно действительно «говорящее», — комментирует он. — Другое дело, что оно неохраноспособное и им могут все воспользоваться. Поэтому право на такой товарный знак не станет для банка конкурентным преимуществом. Графика также как таковая услуги не продает. Конкурентным преимуществом могут быть непосредственно услуги, какие-то особенные технологические решения, которые упростят людям проезд в транспорте».

Обозреватель Банки.ру также опросила банки, которые имеют транспортные карты, насчет того, как они относятся к регистрации товарного знака «Русским Стандартом». Большинство банкиров ответили довольно уклончиво, но почти все выразили уверенность, что кредитной организации не удастся зарегистрировать обозначение «проездной» в том или ином виде на себя, а поэтому и волноваться зря не стоит.

«Безусловно, при выборе карты клиент зачастую обращает внимание на ее дизайн или удачное позиционирование продукта, — говорит директор департамента платежных систем СМП Банка Елена Биндусова. — И на рынке существуют примеры удачных названий, которые «цепляют» клиента. Но это лишь первый шаг при выборе продукта. Затем клиент все равно будет принимать решение исходя из тарифов, условий и в значительной степени качества обслуживания в том или ином банке. Таким образом, выбор продукта — многофакторная вещь».

«Не уверена, что Роспатент разрешит зарегистрировать данный товарный знак и в особенности слово «проездной», — комментирует советник председателя правления Мастер-Банка Ольга Бойчарова. — Думаю, что все-таки прерогатива, скорее, у Минтранса. Я считаю, что именно организации, осуществляющие пассажирские перевозки, первыми вступят в борьбу за патент на слово «проездной».

По мнению Бойчаровой, карта со словом «проездной» в любом случае не сможет привлечь большее количество клиентов, чем транспортная карта без схожего обозначения. Эксперт указывает, что по закону дополнительных скидок на оплату проезда по такой карте быть не может, ведь стоимость проезда в общественном транспорте устанавливается на федеральном уровне. Поэтому и для клиентов такой продукт дополнительной «ценности» не представляет. «Мне кажется, что держателям карт намного предпочтительнее было бы держать в руках банковскую карту с уникальным дизайном, а не с надписью «проездной», — заключает Бойчарова.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме