С сегодняшнего дня Транскредитбанк (ТКБ) совместно с РЖД и Visa запускает широкомасштабный проект по внедрению на вокзалах терминалов по приему карт с технологией PayWave. Первыми оценить удобство бесконтактного способа оплаты билетов смогут жители Москвы и
Как рассказал президент ТКБ Алексей Крохин, к середине II квартала 2013 года планируется оснастить терминалами порядка 250 касс, в первую очередь на всех вокзалах Москвы и . На установку 250 терминалов Транскредитбанк потратит около 5 млн рублей (исходя из того, что установка одного терминала обходится банку примерно в 18—19 тыс. рублей).
«Однозначно такое бесконтактное решение будет внедрено в регионе Сочи к Олимпиаде 2014 года, — поделился банкир. — В других городах установка такого типа терминалов будет рассматриваться по результатам эксплуатации в Москве и
На данный момент оплатить в России банковской картой билет можно практически во всех кассах вокзалов дальнего следования (1 800 касс) и на крупных станциях пригородного сообщения (140). Однако бесконтактная технология в таких масштабах будет запущена на железнодорожном транспорте впервые.
«Данное решение упростит проведение операции оплаты проезда для пассажира и сделает процесс в целом понятнее и быстрее, — считает Крохин. — Наглядность и новизна привлекут новых клиентов. Мы прогнозируем увеличение оборотов на ближайший год примерно на 30% от текущих показателей».
Как рассказали в Транскредитбанке, РЖД сегодня — крупнейшая в России площадка по объему безналичных платежей в электронной коммерции, и ее клиенты все активнее совершают покупки с помощью банковских карт. Так, доля проездных документов, оплаченных картами, только в 2012 году выросла на 50%.
С начала ноября 2013 года, когда бренд Транскредитбанка официально прекратит свое существование, эквайером проекта по правопреемству станет ВТБ 24.
Несмотря на то что требования платежных систем позволяют совершать в России единоразовые операции с картами PayPass от MasterCard и PayWave от Visa на сумму до 1 тыс. рублей (без ввода PIN-кода), потенциал у проекта большой. Например, на одном только Ярославском вокзале суточный пассажиропоток составляет около 200 тыс. человек.
Кроме того, в ТКБ довольны результатами «пилота» проекта по оснащению POS-терминалами касс именно пригородного направления. «По итогам прошлого года пассажиры Ярославского вокзала совершили 57 тысяч трансакций безналичной оплаты билетов в 56 «пилотных» терминалах на пригородном направлении, что позволило нам сделать вывод о востребованности данной услуги, и уже к концу 2012 года мы расширили сеть приема пластика до 130 терминалов, — рассказал Крохин. — Однако только с помощью бесконтактной технологии процесс покупки билета можно сделать оперативным и максимально безопасным. Я уверен, что людям будет удобно пользоваться новой технологией».
Опрошенные Банки.ру эксперты отмечают, что развивать технологии PayPass
и PayWave особенно важно в преддверии сочинской Олимпиады, а до нее осталось меньше года — срок как раз достаточный, чтобы поставить технологию «на ноги».
По мнению заместителя председателя правления банка «Возрождение» Марка Нахмановича, Олимпиада 2014 года — это самый сильный катализатор распространения технологий PayPass/PayWave. «Транскредитбанк предугадывает поведение основных игроков на рынке и старается занять привлекательную нишу, — говорит банкир. — Кредитная организация правильно делает, что начинает именно с транспортной составляющей. Это своевременный старт, принимая во внимание, что в 2014 году намечается широкомасштабная миграция туристов и зрителей Олимпиады. Учитывая, что времени до Олимпиады осталось не так уж много, логично, что банки начинают активно развивать определенные направления бесконтактных платежей».
Как указывает заместитель начальника управления по работе с корпоративными клиентами департамента банковских карт СБ Банка Дмитрий Громыко, на рынке есть информация, что Сбербанк к Олимпиаде в Сочи планирует выпустить карты PayPass/PayWave в большом объеме. И это может помочь ТКБ в развитии проекта и ускорении его окупаемости, ведь значительно больше людей будут иметь на руках бесконтактные карты.
«Вполне возможно, что на первых порах эта технология и не обретет большую популярность у пассажиров, но в целом перспективы у нее точно есть, — считает Громыко. — В принципе, бесконтактные платежи нужны там, где актуален вопрос времени. Прежде всего, на вокзалах, когда пара минут решает, пропускаете вы электричку или успеваете на нее. Но вообще, к хорошему быстро привыкаешь. Идея перспективная, главное — чтобы реализация была на достойном уровне».
Громыко считает, что проект обречен на успех, так как в нем учтены интересы всех участников. «РЖД заинтересованы в сокращении очередей в пригородных кассах, улучшении сервиса и выходе на европейский уровень обслуживания, — поясняет эксперт. — Международные платежные системы заинтересованы в развитии бесконтактных платежей. А Транскредитбанк с помощью проекта повысит узнаваемость бренда. Кроме того, в проекте используется оборудование компании Ingenico, мирового лидера по производству терминалов, что увеличивает шансы на успешную реализацию начинания. В общем, все в выигрыше».
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru