Торговое финансирование для средних и малых

Дата публикации: 06.10.2005 09:50
7 142
Время прочтения: 6 минут
Источник
Газета

Доступ к дешевым и длинным западным деньгам — это прерогатива не только крупного бизнеса. Немало средних и даже малых предприятий, осуществляющих внешнеторговые операции, уже опробовали на себе такой новый для российского рынка инструмент, как торговое финансирование. ТФ представляет собой финансирование внешнеторговых операций клиентов путем привлечения кредитных ресурсов с международных рынков, при этом организатором этого финансирования обычно выступает российский банк. Специалисты считают, что востребованность этой услуги в России будет только расти, в первую очередь, из-за сильного износа и морального старения основных фондов российских предприятий.

В настоящий момент российские компании практически всех отраслей испытывают серьезную нехватку оборотного и инвестиционного капитала для устойчивого развития. Кроме того, износ производственных мощностей просто катастрофический, при этом новое оборудование (которое, впрочем, может быть подержанным) в большинстве случаев предпочтительнее закупать за рубежом. Именно поэтому торговое финансирование агентств становится все более актуальным.

Данный инструмент помогает решить одну из самых серьезных проблем среднего российского бизнеса — невозможность получить длинные и дешевые западные кредитные ресурсы. Кроме того, использование схемы торгового финансирования позволяет минимизировать риски, связанные с невыполнением партнером обязательств по договору.

Прозрачная схема

Схема торгового финансирования выглядит примерно следующим образом. В сделке участвуют четыре стороны — российские банк и его клиент-покупатель, а также зарубежные банк и его клиент-продавец. Российский банк привлекает средства иностранной кредитной организации на покупку товаров для своего клиента. В пределах кредитного лимита российский банк открывает аккредитив для своего клиента-импортера в иностранном банке, который, в свою очередь, выплачивает иностранному продавцу сумму, которую ему должен российский импортер, после того как сам продавец предоставит все необходимые документы (как правило, подтверждение качества и факта отгрузки продукции, а также транспортных и таможенных документов).

Российский покупатель получает рассрочку платежа, а российский банк постепенно гасит задолженность перед зарубежным банком-партнером. Подобная схема чаще всего используется при финансировании краткосрочных операций торговыми компаниями.

При долгосрочном торговом финансировании, в основном предназначенном для закупки дорогостоящего оборудования за рубежом, в схеме появляется еще одно дополнительное звено — западное экспортное кредитное агентство. Оно предоставляет гарантии иностранному банку и дает ему возможность застраховать риски, возникающие при предоставлении средств российскому банку, который, в свою очередь, финансирует закупки своего клиента.

Обычно агентство не берет на себя весь риск. По среднесрочным ссудам для крупных иностранных заемщиков агентство может разделять риск с банком в соотношении 75 к 25. Программы разделения рисков в соотношении 50 на 50 обычно используются при гарантировании сделок с малыми и средними предприятиями.

Сами экспортные агентства обычно полностью или частично принадлежат государству, основное их предназначение — стимулирование экспорта товаров и услуг.

Как работают экспортные агентства

В принципе схема, описанная выше, является весьма распространенной, но не единственной. Действительно, чаще всего агентство просто выдает банковские гарантии для разделения некоторой доли рисков с банком-агентом экспортера. Иностранный банк, в свою очередь, может и напрямую выдать кредит импортеру либо прокредитовать банк импортера, который уже сам выдаст кредит импортеру. Вторая схема просто используется в российской практике чаще — все-таки иностранным банкам проще работать с отечественными банками, чем с компаниями, особенно малыми и средними.

Некоторые экспортные агентства не только выдают гарантии, но и сами осуществляют финансирование экспорта через ссуды зарубежным покупателям. Покупка через долговые расписки — еще один вид экспортного финансирования малого и среднего бизнеса. Агентство выкупает у экспортеров долговые расписки, выпущенные иностранными заказчиками для закупки товаров и услуг.

Есть нюансы

Воспользоваться услугами ТФ, как правило, может любая компания, которая занимается внешнеторговой деятельностью. Это может быть и торговая сеть, и производственное предприятие. Однако есть важное ограничение — сумма сделки. Суммы ниже 100 тыс. долларов, а в ряде случаев и ниже 500 тыс. долларов, вряд ли заинтересуют банк из-за низкой рентабельности.

Многие российские банки уже заключили соглашения с большим количеством экспортных агентств по всему миру.

Впрочем, бывает и наоборот — нередко российским компаниям трудно убедить зарубежного контрагента перевести расчеты на документарные инструменты. Некоторые экспортеры, с которыми клиент работал на условиях стопроцентной предоплаты, не хотят переходить на более сложные схемы расчетов. То есть еще до похода в банк стоит все обсудить со своим партнером.

Марина ПЕТРАКОВА


Вопрос «Газеты»:

В чем преимущество торгового финансирования перед кредитованием?

Ольга Натанова, начальник управления валютных операций и международных расчетов Газэнергопромбанка:

«Поскольку средства предоставляются западным банком, то существенно снижается стоимость финансирования для российского предприятия. Если средняя ставка кредита сейчас составляет 14—16% годовых в рублях, то операция по торговому финансированию в среднем обходится не более чем в 10% в валюте. В залог в отличие от обычного кредитования могут также приниматься имущественные права по внешнеторговому контракту. Когда аккредитив исполняется иностранным банком, клиент может либо расплатиться по сделке, либо прибегнуть к механизму постфинансирования, заключив с банком кредитный договор. В этом случае срок сделки может быть продлен до трех-семи лет при подключении к этой схеме иностранных финансовых организаций, страховых агентств, которые могут гарантировать риски по данной операции как со стороны экспортера, так и со стороны импортера. Мы советуем клиентам еще до подписания импортного контракта получить консультации у специалистов банка — они смогут сделать всесторонний анализ проекта, предложить различные схемы расчета и помочь в сопровождении сделки».

Дмитрий Минаев, начальник отдела торгового финансирования МДМ-Банка:

«Для российского заемщика можно говорить о двух основных преимуществах: более выгодная цена и минимизация рисков по коммерческой сделке. Снижение стоимости достигается за счет использования денежных средств международного рынка, которое предоставляется инобанками в том или ином виде (целевые кредиты, документарные операции) для финансирования конкретной внешнеторговой сделки российского заемщика. Одновременно использование документарных операций позволяет снизить коммерческие риски при работе с иностранным контрагентом. При импорте платеж иностранному поставщику осуществляется только после выполнения им своих обязательств по контракту. При экспорте российский клиент может получить валютную выручку непосредственно после поставки товара независимо от срока предоставленного коммерческого кредита, все дальнейшие платежные взаимоотношения с покупателем возьмут на себя банки».

Юлия Пономарева, ведущий кредитный инспектор Международного Промышленного Банка:

«К основным преимуществам торгового финансирования относятся снижение стоимости ресурсов и увеличение срока их привлечения по сравнению с обычным кредитованием. Кроме того, уменьшаются финансовые и коммерческие риски, а финансовые потоки при реализации внешнеторговых контрактов заметно оптимизируются. При финансировании импорта покупатель может отказаться от авансовых платежей, получить отсрочку оплаты товара на несколько лет, снизить стоимость закупаемых товаров, застраховаться от ряда рисков по контракту. А при финансировании экспорта у продавца появляется возможность профинансировать производство или закупку товара и получить гарантию оплаты по контракту.

Ассортимент услуг, которые предлагают банки, в том числе Международный Промышленный Банк, в рамках торгового финансирования, достаточно широк. Это предоставление и авизование гарантий, в том числе резервных аккредитивов, открытие и авизование импортных/экспортных аккредитивов, предэкспортное и постэкспортное финансирование, краткосрочное и долгосрочное финансирование импорта, форфейтинговые операции».

При выборе кредитного учреждения для торгового финансирования необходимо обратить внимание на наличие у банка широкой корреспондентской сети, кредитных линий, открытых крупными зарубежными банками, соглашений о сотрудничестве с международными финансовыми институтами. Все это позволяет осуществлять финансирование внешнеторговой деятельности практически с любым регионом.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме