Российские банки все активнее тестируют геймификацию. Баллы, бонусы, особые статусы, бесплатные доступы к новым сервисам, рейтинги клиентов, призы, подарки за определенные действия или операции — все это элементы игры, которыми банки пытаются привлечь и удержать клиентов.
Хитрая программа лояльности
Некоторые банки идут еще дальше и проводят настоящие интерактивные квесты, многоэтапные и многоходовые. Результаты показывают, что россияне лояльны к подобным экспериментам и активно участвуют в банковских играх.
Сегодня клиенты все хуже сохраняют лояльность к конкретному банку и легко переключаются туда, где условия более выгодные. Однако выгода может выражаться не в цене, а, например, в онлайн-возможностях и удобстве или особых условиях для постоянных клиентов, которые потребитель может и не знать. Как показывает опыт розничных банков, эти особые условия и возможности донести до клиента лучше всего получается с помощью геймификации.
Игра — не повод сменить банк, но она позволяет взглянуть на банк по-новому, а также увидеть новые для себя сервисы и услуги, которые он предлагает. Поэтому, по оценкам экспертов, геймификацию можно назвать продолжением программ лояльности, только более эффективным и сложным.
Балуемся баллами
В мировом банковском сообществе уже накопился опыт геймификации. Например, еще в 2012 году испанский банк BBVA запустил онлайн-сервис BBVA Game, позволяющий зарабатывать баллы и статусы за онлайн-трансакции. Баллы обменивались на призы или музыку и видео на партнерском сайте BBVA. Кроме того, пользователь получал медали, обозначающие статус. За первый же год работы сервис собрал 100 тыс. подключенных пользователей и даже получил награду за инновационный прорыв.
Несколько игр были отмечены пользователями в 2015 году. Так, в октябре 2015-го Extraco Bank провел игру по финансовой грамотности. Участники игры — клиенты банка, пользующиеся интернет-банком, отвечали на вопросы и получали от персонажа игры советы, как меньше тратить и больше зарабатывать. Персонаж, например, рассказывает, как выгоднее инвестировать, как экономить на налогах, как «шопиться» с максимальными скидками и т. д. В результате популярность интернет-банка выросла с 2% до 14%. А в ноябре прошлого года австралийский Commonwealth Bank разработал инвестиционную игру Investorville. Потенциальные покупатели недвижимости проходили финансовый ликбез и пробовали инвестировать в объекты недвижимости в режиме онлайн-игры, при этом они не рисковали своими деньгами. В течение года после запуска с помощью игры было выдано 600 кредитов на покупку недвижимости на общую сумму около 400 тыс. долларов.
Миллион на всех
Есть игровой опыт и у отечественных финансовых организаций. Например, банк «Тинькофф» провел уже два квеста и готовит к выходу третий. Первый квест состоялся в 2015 году, длился 35 дней, в течение которых участники выполнили по семь заданий. Призовой фонд в 1 млн рублей был разделен на всех дошедших до финала. Каждый получил по 2 252 рубля.
Участники квеста купили 3 000 пар кроссовок, перевели 5,6 млн рублей на благотворительность. Всего в игру были вовлечены 15 тыс. клиентов банка, 444 из которых выполнили финальное задание, в котором нужно было поехать в Сочи и потратить там не менее 10 тыс. рублей. Банк, в свою очередь, увеличил трансакционную активность по портфелю кобрендовых кредитных карт на 40% и создал определенный резонанс, чем привлек немало новых клиентов.
Через год «Тинькофф» провел второй квест, более динамичный: все 12 заданий нужно было пройти за один день. Главный приз игры — 1 млн рублей — поделили между собой всего пятеро самых быстрых участников, которые решили все задачки. Еще пятерка игроков получили iPad. Всем остальным, кто дошел до конца квеста, банк перечислил на кредитки 5 тыс. бонусных баллов (они же 5 тыс. рублей), а на дебетовые карты — по 3 тыс.
Часть заданий квеста была привязана к городским локациям Москвы. В ходе игры участники активно пользовались мобильным банком. То есть в рамках квеста многие клиенты осваивали сервисы, которыми они раньше не пользовались. Например, участники купили товары в «Перекрестке» и «Связном», оплатили поездки на Uber и обед в «Бургер Кинге», пополнили счет мобильного телефона и транспортной карты «Тройка», а также сделали креативное селфи и выложили более 1 500 фотографий в социальные сети. Участниками второй игры стали 1 835 человек, из них 813 дошли до конца.
Эффект также заключался в повышении трансакционной активности по картам. Средняя сумма трат на человека в игре составила 3,7 тыс. рублей. За несколько часов квеста участники потратили по 1 млн рублей на одежду желтого цвета (фирменного цвета банка) и на билеты в театр в «Новой опере». Также участники купили больше 1 000 чашек кофе в небольших кофейнях в парках Москвы. Все вместе участники квеста совершили покупки на сумму более 4 млн рублей.
Очередной квест «Тинькофф» запланировал на начало 2017 года.
Охотники за золотом, покемонами и айфонами
Первый квест Альфа-Банка также состоялся в 2015 году. Задания похожи по механике — сделать покупку в какой-либо ценовой категории или сходить с банковской картой в кафе. «Задания были простыми и направленными на возможность выполнить их быстро, а также на пользование отдельными услугами банка. Например, ряд операций нужно было сделать только через мобильный банк», — поясняет представитель банка Жанна Каплун. 70 участникам, выполнившим все шесть заданий «Альфаигры», банк подарил в качестве призов 20 Apple iPhone 6S 16Gb и 50 часов AlfaPay. Призовой фонд квеста составил более 1,5 млн рублей.
«Игра вызвала большой интерес, мы получили большое количество откликов в соцсетях, звонков клиентов, — говорит Каплун. — Было много курьезных случаев: например, после четвертого задания «Сходи в кино / театр / на спортивное мероприятие со своей второй половиной» мы получили несколько звонков, в которых клиенты спрашивали, могут ли они сходить в кино с другом, а не со второй половинкой и засчитаем ли мы это действие...»
А в 2016 году прошла вторая игра — «Альфа-квест» — с пятью заданиями и призовым фондом в 200 млн рублей. Отличие от квестов банка «Тинькофф» и первого собственного квеста заключалось в том, что 100 млн рублей получал итоговый победитель, а оставшиеся 100 млн распределялись между следующими 50 участниками. В «Тинькофф»-квестах весь призовой фонд делился, поэтому одного победителя, по сути, не было. А механика опять же традиционная: несколько финансовых заданий, каждое из которых клиент банка получал через СМС-сообщение.
Недавно закончился еще один квест — «Охота за золотом» от Промсвязьбанка. Игра анонсировалась с сентября по ноябрь, однако ее решено было продлить в связи с большой популярностью. Игре даже присудили премию Рунета по итогам народного голосования.
За основу квеста банк взял принцип нашумевшей игры Pokemon Go: участники должны были исследовать карту по призовым геоточкам и тратить деньги в них. Новые призовые точки появлялись после покупок на сумму свыше 1,5 тыс. рублей или выполнения заданий. Призовой фонд игры составил 30 млн рублей. Победители определились в режиме онлайн, а призы были начислены им на карты в рублевом эквиваленте.
Итоги игры в настоящий момент превысили ожидания банка. Участники акции демонстрируют высокую динамику по всем ключевым показателям: активность использования карты, посещения ресурса, активность в соцсетях, вовлечение друзей в игру, использование мобильного банка. «Число участников игры достигло 70 тысяч, и к концу января мы ожидаем, что преодолеем отметку в 100 тысяч зарегистрированных участников игры, — рассказывает начальник отдела управления портфелем кредитных продуктов и развития взаимоотношений с клиентами Промсвязьбанка Андрей Губанов. — По итогам первых трех месяцев клиенты заработали более 15 миллионов рублей (в виде бонусных баллов) и более 7 миллионов рублей в виде найденного золота и серебра».
Фаина ФИЛИНА, для Banki.ru
Комментарии
P.S. К автору статьи это не имеет никакого отношения, она сделала хорошую подборку примеров стараний маркетологов раскрутить клиентов на ненужные им траты.
2. Не стал бы рассчитывать на такую аудиторию, для них нужен постоянный драйв - а с этим у генераторов идей у банков могут быть проблемы. Тот, кто ловит покемонов в бургеркинге, оплачивая кофе кредиткой - не самый надежный и лояльный клиент.
Их лояльность только до объявления нового сtзона WoW в соседнем банке.
Т.е. да, они позволяют содрать немного бабла в моменте, но это не та аудитория, которую удастся доить постоянно.
В целом банки молодцы, что наши столько буратин, способных за почетное первое место мотануться в Сочи и потратить там на кофе 10 0000. Тут снимаю шляпу.