Чем обернется для российского бизнеса нашумевшая налоговая идея помощника президента Андрея Белоусова изъять у 14 крупных российских компаний более 500 млрд рублей?
— Помощник президента Андрей Белоусов выступил за увеличение налоговой нагрузки для металлургов, горнодобытчиков и химиков. С 14 компаний рассчитывают получить 513,66 миллиарда рублей. Какая логика тут может быть, помимо желания собрать средства для выполнения «майских указов»?
— Тема неравномерности налоговой нагрузки в разных секторах поднималась давно. Еще после 2003—2004 годов нефтегазовые, металлургические и другие сырьевые компании начали получать дополнительные прибыли. Сначала от роста цен на нефть, а потом поднялись цены и на других сырьевых рынках. В 2004 году для «нефтянки» была создана новая налоговая система, которая значительную часть дополнительных доходов, так называемых windfall income, изымала. Для металлургов, газовиков и представителей других сырьевых отраслей такого ужесточения налоговой нагрузки не произошло. То есть давно ставился вопрос, что нужно обратить внимание, например, на «Газпром» и металлургов. Сейчас тема снова на поверхности.
— Белоусов настаивает, что нужно выравнять рентабельность по EBITDA нефтегазовых компаний и компаний из списка. Оправдан ли такой подход?
— Разница в рентабельности, действительно, есть. Но важно, чтобы анализ был проведен не только с точки зрения рентабельности оборота, рентабельности текущей деятельности, но и с точки зрения рентабельности капитала. Ведь в конечном счете мы же должны стремиться обеспечить равную норму рентабельности инвестиций. Два этих индикатора идут рядом, но иногда сильно различаются — рентабельность активов обычно ниже, чем рентабельность оборота по отраслям. Эта тема заслуживает дополнительного внимательного обсуждения, чтобы изъять действительно те windfall income, которые не являются заслугой компаний, и при этом не убить курицу, несущую золотые яйца.
«Скорее всего, обсуждение этого вопроса будет отложено до прояснения ситуации с санкциями.»
— Основной владелец НЛМК Владимир Лисин уверен, что предложенные меры будут поощрять неэффективность компаний, а значит, есть риск снижения инвестиций. Так ли это?
— Когда мы говорим о рентабельности по EBITDA, речь идет об обороте. А данные о доходности капитала обычно используются для оценки инвестиционных проектов. На мой взгляд, именно изменение доходности капитала служит ориентиром для инвестиций. Здесь Лисин говорит о влиянии на инвестирование, указывая на результаты из расчетов рентабельности по обороту. Получается, спор и с той и с другой стороны идет о разных вещах. Конечно, нужно просчитать влияние изменений и на текущую деятельность, и на инвестирование, ведь у всех компаний разная капиталоемкость производства.
— Инициативу Белоусова раскритиковали и в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Насколько серьезным тут может быть противостояние бизнеса и власти?
— Естественно, начнется торг. РСПП достаточно влиятельная организация. Другое дело, что даже в РСПП позиции будут разными. Те же самые нефтяники, которые давно говорят о несправедливой налоговой нагрузке на них, представляют значительную силу в объединении. В лучшем случае они будут держать нейтралитет, в худшем — поддержат это решение.
Но тут есть еще один важный момент: предложение совпало с очередным санкционным раундом, когда непонятны перспективы целого ряда секторов. Скорее всего, обсуждение этого вопроса будет отложено до прояснения ситуации с санкциями.
— А как на практике может быть реализована идея дополнительного сбора?
— Аналогичную задачу уже решали в Великобритании, где власти пытались собрать излишки доходов генерирующих компаний после приватизации в отрасли. Там это решили с помощью единоразового сбора, чтобы не рушить всю налоговую систему. Может быть, нам тоже стоит подумать о каких-то разовых мерах. Если системно внедрять новый налог, это будет целая дискуссия, которая может затянуться на годы. Так уже было с налогом на добавленный доход для нефтяников.
«Заплатив, бизнес должен увидеть, куда пошел каждый миллиард.»
— Ранее в Минфине заявляли, что после повышения НДС другие налоги не будут меняться еще шесть лет. Но, как мы видим, предложения президенту поступают. Нет ли в этом лукавства?
— Раньше тоже декларировали, что налоги до 2018 года повышаться не будут. Но вместо этого изменялись неналоговые платежи, отменялись какие-то льготы. Сейчас если это назовут не налогом, то тоже можно будет утверждать, что налоговая система неизменна. Можно назвать это изъятием сверхдоходов. Но вопрос не в наименовании, а в эффекте.
— А какого эффекта стоит ждать?
— 500 миллиардов рублей — это примерно 0,5% российского ВВП. Далеко не все средства, накопленные предприятиями, используются для инвестирования. Компании тоже копят на «черный день». В основном эти деньги они не торопятся инвестировать из-за недостатка внутреннего спроса и экономической неопределенности. Нехватки денег нет. Иными словами, в краткосрочном периоде такое повышение налоговой нагрузки никак не повлияет на текущую производственную деятельность, если не «обирать всех подряд». Но вопрос в том, приведет ли это к увеличению инвестиционной привлекательности экономики, ее диверсификации. Кроме того, важно понимать, как эти деньги будут использованы. Есть опасения, что их «вбухают» в крупные инфраструктурные проекты, долгострои, а стоит развивать производство. Заплатив, бизнес должен увидеть, куда пошел каждый миллиард.
Беседовала Юлия КОШКИНА, Banki.ru
Комментарии
А эти олигархи-госмиллиардеры с гражданством мальты и израиля, значит, будут вкладывать сверхдоходы в развитие производства в России? Ага, щас, 10 раз. Ну и где уже 25 миллионов высокотехнологичных и оплачиваемых рабочих мест, задачу о создании которых ставил уже много лет назад товарищ Медведев? Совершенно понятно, что на эти сверхдоходы миллиардеры понапокупают себе яхт, самолетов, замков в лондоне, фуболистов с зарплатой 100 млн евро... А если эти сверхдоходы забрет государство, то деньги хотя бы в России останутся и будут в Российской экономике работать, чего то и народу перепадет
Может случиться так, что не только изымать будет нечего, но и поддерживать придётся производства с моногородами. Хотеть можно что угодно, но не нужны в таких объемах ресурсы на внутреннем рынке. Тогда всё встает на свои места: "Отжать у довольных, раздать недовольным любителям пожарить рыбку." - гопономика.
Чем чаще будут так думать, тем чаще будут выводить отсюда деньги. А выводить отсюда деньги имеет смысл, когда не имеет смысла их тут вкладывать. Российские сырьевые активы глобально недооценённые, добытчики тут имеют преимущество за счёт низкооплачиваемой рабочей силы в рублях и выручке на мировом рынке в долларах - а инвестировать в них не хотят. Знаете почему? Потому что такие вот идейки витают. И хоть Путин, хоть Агутин ничего не сделают с этим, пока не отберут вообще все деньги на 100% в госпользу и будут рулить, как СССР, перекладывая из одного кармана в другое и субсидируя местное производство просто "шоб було" - точнее, для того, чтобы за очередные пируэты евразийской мысли их бы не отрезали от цивилизации совсем.
Более того, в современном мире размер технологической зоны примерно полмиллиарда человек. У РФ даже с сателлитами столько нет. Без протекционизма, без запрета на импорт качественных вещей и их комплектующих ничего не выйдет не по злой воле, а по объективной картине мира. Этот этап развития человечества (технологический уклад) ушёл к другим. У РФ есть только возможность возглавить новый уклад, а не пытаться нагнать "современное производство", которое уже давно банальность.
И вот на одной чаше весов лежит мифическое благополучие от ещё не созданных локальных производств, а на другой - моя текущая жизнь, которая без стоматологических, инженерных и лекарственных материалов пр-ва США (больше) и ЕС (меньше) очень сильно потеряет в качестве. И плевать мне на айфоны. Поэтому катились бы сторонники автаркии куда-нибудь в землянку в сибирском лесу.
Сигналом, что делиться с народом надо!
("Утром мажу бутерброд –
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!
Ночью встану у окна
И стою всю ночь без сна –
Все волнуюсь об Расее,
Как там, бедная, она?")
2. "Ну и где уже 25 миллионов высокотехнологичных и оплачиваемых рабочих мест, задачу о создании которых ставил уже много лет назад товарищ Медведев?"
Из Манифеста «Единой России» (2002 год):
в 2004 году каждый житель России будет платить за тепловую и электро- энергию в 2 раза меньше;
в 2005 году каждый гражданин России будет получать свою долю от использования природных богатств;
в 2006 году у каждого будет работа по профессии;
к 2008 году каждая семья будет иметь собственное достойное благоустроенное жильё;
к 2008 году весь Северный Кавказ станет туристической и курортной «Меккой» России;
к 2010 году будут построены транспортные магистрали Санкт-Петербург-Анадырь, Токио-Владивосток-Брест и др.;
к 2017 году Россия будет лидером мировой политики и экономики
Да, неужели?!?! Кто его спрашивать будет?
А если не увидят, - что, взбунтуются?