ЦБ и Росфинмониторинг будут рассматривать жалобы банковских клиентов на необоснованность включения их в черные списки отказников и нежелание кредитных организаций исключать из них. Поправки к антиотмывочному закону уже подготовлены, пишет «Коммерсант».
«Проект уже готов, — отметил статс-секретарь Росфинмониторинга Павел Ливадный. — Планируется, что он будет внесен правительством в качестве поправок одного из рассматриваемых в Госдуме проектов ко второму чтению и будет принят до конца года».
Черный список отказников ЦБ рассылает банкам с июня этого года. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ).
Попадание в список фактически лишает человека или компанию доступа к банковским услугам: кредитные организации, как правило, отказывают таким клиентам в приеме на обслуживание и в проведении платежей. До недавнего времени механизма реабилитации клиентов не существовало. Организации терпели убытки и были вынуждены открывать новое юридическое лицо. При этом количество отказников стремительно увеличивалось: с июня по октябрь оно выросло с 200 тыс. до 460 тыс.
Механизм реабилитации был введен нормативным документом ЦБ лишь в начале этой недели. Как сообщили изданию в Банке России, первые случаи реабилитации уже есть.
Росфинмониторинг совместно с Банком России готовит механизм реабилитации банковских клиентов, по ошибке попавших в черные списки. Об этом «Известиям» сообщили в Росфинмониторинге.
В то же время в предложенном механизме решение об исключении клиента из списка отдается на откуп банкам, в связи с чем юристы видели коррупционные риски. Однако эти риски могут полностью нивелироваться предложенными Банком России и Росфинмониторингом поправками к 115-ФЗ с введением «второго уровня реабилитации».
«Речь идет о случаях, когда банк отказывается пересмотреть свое прежнее решение по клиенту-отказнику в связи с его заявлением, — пояснили в ЦБ. — Помимо обращения в суд клиент сможет подать жалобу в ЦБ, и тогда его заявление будет рассматривать совместная комиссия регулятора и Росфинмониторинга, она и будет решать, насколько обоснован был отказ банка». Кроме того, Банк России «на уровне изменения по детализации форматов отчетных форм» потребовал от банков по каждому случаю отказа в проведении операций или в открытии счета раскрывать причину такого отказа. Комплекс предложенных мер, сообщили в пресс-службе ЦБ, должен решить проблему с реабилитацией добросовестных клиентов.
Юристы, представляющие интересы клиентов банков, и представители банковского сообщества положительно оценивают поправки к антиотмывочному законодательству.