Банкам рекомендовано не отказывать клиентам из черного списка без анализа ситуации

Дата публикации: 20.03.2018 15:26
2 786
Время прочтения: 3 минуты
Источник
Известия

Финансисты должны проводить тщательный анализ клиентов из черных списков: перед тем как принять решение об отказе в обслуживании, кредитная организация должна выяснить причину, по которой гражданину или компании отказали в заключении договора в другом банке. Это следует из рекомендаций Национального совета финансового рынка, разработанных по заданию ЦБ, пишет газета «Известия» со ссылкой на имеющийся в ее распоряжении документ.

Как говорится в рекомендациях НСФР, банки не должны сразу отказывать в обслуживании гражданам и компаниям из так называемого черного списка отказников. В настоящее время документ направлен в Банк России и Росфинмониторинг.

Кредитные организации, как правило, не хотят обслуживать граждан и компании, которых ранее «отфутболили» в другом банке. Рекомендации же НСФР призывают проводить более тщательный анализ клиентов: отказ в проведении финансовых операций должен являться крайней мерой. Согласно новациям, кредитные организации должны будут запросить у клиента информацию о банке, отказавшем в открытии счета или проведении трансакции, а у такого банка — причины таких действий: только после этого следует принимать решение об обслуживании или отказе. Это снизит число неправомерных действий со стороны банков, пояснил зампред НСФР Александр Наумов. Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова полагает, что если рекомендации будут приняты, то число отказов может существенно сократиться — примерно на 40%.

Клиенты смогут оспорить в ЦБ отказ банка в открытии и ведении счета. Если регулятор сочтет, что решение кредитной организации было немотивированным, то порекомендует его пересмотреть. Благодаря предложенному механизму реабилитации клиенты могут быть исключены из черных списков, где сейчас, по данным «Опоры России», находится 460 тыс. компаний и граждан. Черный список регулятор рассылает банкам с 26 июня 2017 года — в начале этого процесса перечень содержал данные о 200 тыс. клиентов. Доля клиентов, попавших в черные списки ошибочно, составляет 10%.

Теперь банкиры должны будут выдавать им мотивированное разъяснение о причинах отказа.

14.03.2018 09:18

Сейчас банки действуют по принципу «проще отказать, чем обслуживать», отметил зампред Локо-Банка Андрей Люшин. Кредитные организации проявили слишком высокую активность в части применения полномочий по отказам, полагают в ЦБ.

В Росфинмониторинге «Известиям» пояснили, что решение об отказе в обслуживании не может приниматься автоматически на основании формальных критериев — это противоречит как российскому законодательству, так и стандартам ФАТФ. Решение должно приниматься осознанно, базироваться на анализе рисков в отношении конкретного клиента, считают в Росфинмониторинге.

Всегда есть вероятность ошибки, поэтому нужно выяснять причины у банка, отказавшего в обслуживании, полагает Тамара Касьянова. По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка Дины Багатовой, сейчас кредитные организации не раскрывают коллегам по цеху конкретные причины отказа: у каждого свои правила и критерии, делиться которыми никто не хочет. Но когда рекомендации вступят в силу, банкам придется это делать.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

В части отказов в обслуживании физлиц. Неплохо бы предусмотреть возможность отказа банка только при открытии счета, и запрет на отказ в обслуживании при закрытии. А то как бы не получилось вход рубль, выход 5 - деньги то возьмут, а вот отдать никак не можно - "вы в списке".....
1

Zmei
20.03.2018 15:46
А с другой стороны - регулятор в любой момент может наехать на банк с вопросом, где борьба с легализацией?, где список клиентов заблокированных? и т.п.
0

v*******@gmail.com
20.03.2018 19:39
Джесси2 пишет:
В части отказов в обслуживании физлиц. Неплохо бы предусмотреть возможность отказа банка только при открытии счета, и запрет на отказ в обслуживании при закрытии. А то как бы не получилось вход рубль, выход 5 - деньги то возьмут, а вот отдать никак не можно - "вы в списке".....


Так для этого и делается это всё. Внесли бабло «а вы в списке, 25% на вывод заградтариф и только безналом», в другой банк пошли, а там «да, да, пожалуйста, открывайте счёт, всё, никаких проблем», а как перевели бабло, так сразу «а вы в списке, 25% на вывод заградтариф и только безналом». Повторять дополного удовлетворения.
0

Обучение

Материалы по теме