Механизм двухуровневой реабилитации банковских клиентов-отказников из черного списка заработал во второй половине апреля и сразу обернулся новыми сложностями. Отказники стали активно обращаться в банки с запросами на исключение из списка, чтобы в итоге дойти до межведомственной комиссии, организованной при ЦБ. Однако банкиры, чтобы не связываться с утомительным процессом реабилитации, предпочитают отказывать клиентам, не передавая информацию в Росфинмониторинг. В результате и реабилитация не работает, пишет «Коммерсант».
По сути, это своего рода «недоотказы», которые нигде не фиксируются, поскольку большинство клиентов-физлиц не настаивают на документальном закреплении. Банк имеет полное право не сообщать клиенту, что тот сделал неправильно и как исправить ситуацию, и пользуется этим, чтобы расстаться с подозрительным гражданином. В итоге, по словам участников рынка, в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг сейчас не превышает 0,01% общего количества отказов.
Казалось бы, политика по «недоотказам» должна быть выгодна и банкам, и гражданам. Но проблема в том, что кредитные организации не информируют клиента, был ли отказ официальным, то есть привел к включению в черный список или нет. По словам юристов, последствия у отказа с внесением в черный список и без внесения в него для клиента различны и только исходя из них можно узнать свой статус.
Кредитные организации, как правило, не хотят обслуживать граждан и компании, которых «отфутболили» в другом банке, а НСФР рекомендует проводить более тщательный анализ клиентов.
20.03.2018 15:26«В первом случае клиент фактически лишается возможности доступа к услугам кредитных учреждений и вынужден обжаловать действия банка, — говорит юрист компании «Рустам Курмаев и партнеры» Кирилл Барановский. — Во втором — просто обращается в другой банк и открывает там счет».
Но если клиент все-таки попал в список и убедился в этом, обойдя несколько банков, ему придется проходить столько же процедур реабилитации. «Гражданину, которому отказали сразу несколько банков, если он захочет добиться исключения из черного списка, придется проходить реабилитацию в каждом из них», — указывает сопредседатель комитета по ПОД/ФТ Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.
Ситуацию могли бы решить ЦБ и Росфинмониторинг, в ведении которых находится черный список, однако в обеих организациях изданию сообщили, что законодательством такой порядок взаимодействия не предусмотрен.
Комментарии
Для юрлица наличие счета в банке - обязательное условие ведения деятельности! Только ГОСУДАРСТВО имеет право убить фирму (через суд или имея четкие доказательства преступления) и оно несет за это ответственность.
Как это так - переложить право на УБИЙСТВО ФИРМ на банки и лишить банки ответственности за это?
ГЕНОЦИД ЮРЛИЦ! Это просто не укладывается в голове.
А в статье про этот казус ни слова.... как будто так и надо.
Как в анекдоте: а мы очередь с пятницы занимаем, что-бы в субботу пораньше освободиться.
В итоге, по словам участников рынка, в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг сейчас не превышает 0,01% общего количества отказов.
Коммерсант здесь причину со следствием путает. Процент сообщений в финмониторинг об отказе в совершении операций клиентов по причине подозрений в ОД/ФТ (не путать с сообщениями в Финмониторинг по сделкам подлежащим обязательному контролю и по необычным (сомнительным) сделкам) был таким же низким и до появления так называемых пресловутых черных списков.
Причина - действовать в таких случаях в соответствии с требованиями 115-ФЗ долгий и утомительный процесс,к тому же более 80% банковских операций на рынке производится через крупные банки входящие в первую десятку, где выявлением сомнительных банковских операций занимается машина (робот).
Перед сотрудником финмониторинга банка стоит задача избавится от палева большого количества проходящих через банк необычных (сомнительных) операций в следствии чего от геморойных клиентов проводящих эти операции иногда путем излишней перестраховки. Финмониторингу банка до фени как и какой там у Росфинмониторинга формируется черный список клиентов. У банков есть свой черный список и негласный порядок взаимодействия банков по сомнительным клиентам.
Вместе с тем возможности да и желания работать по ПОД/ФТ в соответствии с требованиями по 115-ФЗ у банков нет. Как правило штат сотрудников финмониторинга банка незначительный, один-два человека на целый регион (округ) обслуживания. Персонально с каждым "сомнительным" клиентом в соответствии с ПВК банка ни кто не работает и не собирается работать, по этой причине банки стали проигрывать споры с клиентами в арбитраже.
В связи с чем бремя прощания с нежелательным клиентом ложится на операционных работников которым выдается разнарядка тихо избавиться от клиента желательно без негативных для банка последствий и здесь самый простой и реальный способ - принудить клиента написать заявление о расторжении договора в одностороннем порядке и при этом еще получать возможность заработать деньги через повышенную комиссию за вывод бабла.
Не понимаю какое отношения к этой процедуре наработанной годами имеют какие-то черные списки клиентов и эфемерный утомительный процесс мнимой реабилитации.
Что нужно делать с террористами? Обезоруживать и судить. Это же делать надо и сейчас. Менять/отменять 115-ФЗ и всех персонально виновных в содеянном под суд.