ЦБ рассматривает создание чат-ботов и аналитических инструментов для банковских вкладчиков и инвесторов

Дата публикации: 28.04.2021 16:16
3 742
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Банк России опубликовал основные направления развития технологий SupTech и RegTech на период 2021—2023 годов, сообщается на сайте регулятора. В числе инициатив отмечается создание аналитических инструментов, которые позволят вкладчикам и инвесторам более эффективно сравнивать банки, и запуск чат-ботов, следует из документа.

Как поясняется, SupTech (Supervisory Technology) — технологии, используемые регуляторами для повышения эффективности контроля и надзора за деятельностью участников финансового рынка. RegTech (Regulatory Technology) — технологии, используемые финансовыми организациями для повышения эффективности выполнения требований регулятора.

«Банк России определил направления использования надзорных и регуляторных технологий (SupTech и RegTech), что позволит повысить эффективность выполнения регулятором и финансовыми организациями своих функций в этих областях. Участники рынка также смогут снизить издержки, оптимизировать и/или ускорить собственные процедуры и бизнес-процессы», — отмечает ЦБ.

В документе приведен обзор международного опыта, представлены цели и задачи применения SupTech и RegTech, а также актуализирована дорожная карта до 2023 года.

Так, к ключевым направлениям использования этих технологий отнесены внедрение датацентричного подхода, анализ рисков и управление ими, автоматизация надзора за участниками рынка. Также среди приоритетов SupTech и RegTech применение технологий для обеспечения информационной безопасности, выявления неправомерных действий на финансовом рынке, оптимизации работы с обращениями в Банке России, создания сервиса «Знай своего клиента».

В числе прочего в опубликованном документе отмечается, что «остаются актуальными вопросы проверки достоверности поступающей информации, а также необходимости получения оперативной информации. Имеющиеся сведения не всегда могут быть использованы системно для выявления недобросовестных практик, определения аномалий на финансовом рынке, снижения рисков как финансовых организаций, так и регулятора, обеспечения качественного прогнозирования рынка и выявления тенденций. При этом для повышения эффективности работы Банку России необходимо обрабатывать данные не только на уровне одной поднадзорной организации, но также использовать консолидированный подход к оценке рисков по финансовым группам и группам связанных лиц. Особенностями поведенческого надзора являются обработка большого объема данных, в том числе неструктурированных, большого количества поступающих обращений граждан и организаций, наличие данных во внешних источниках (Интернет, социальные сети) о деятельности поднадзорных организаций, которые могут быть полезными для регулятора в рамках мониторинга поведенческих моделей».

«Следует подчеркнуть необходимость оптимизации работы с обращениями и применения инструментов аналитической обработки больших данных в отношении поднадзорных организаций для максимально эффективного поведенческого надзора», — указывает регулятор.

Как следует из документа, одна из инициатив, планируемых к внедрению, — создание инструмента банковской аналитики на сайте Банка России. Это «позволит получать информацию о финансовом состоянии банков в удобном для сопоставления виде, что обеспечит большую прозрачность рынка: позволит вкладчикам и инвесторам эффективно сравнивать банки, а также упростит процесс бенчмаркинга (сопоставительного анализа показателей с другими показателями внутри отрасли) финансовых показателей для самих банков», поясняет регулятор.

Также среди рассматриваемых технологий в SupTech-решениях ЦБ указаны чат-боты. Предусмотрена «доработка функционала чат-ботов для ответов на вопросы граждан и организаций, в том числе поднадзорных».

В документе указано, что в настоящее время Банк России использует чат в работе единого коммуникационного центра для предоставления справочно-консультационного сервиса потребителям финансовых услуг. В рамках проекта «Создание единого коммуникационного центра» будут созданы и настроены на основе интеллектуальной базы знаний чат-боты для ответов на вопросы потребителей финансовых услуг, которые будут интегрированы в чат мобильного приложения, чат в мессенджерах (перечень мессенджеров будет уточнен на этапе проектирования), чат на сайте Банка России (на общедоступных страницах или в авторизованной зоне).

В дальнейшем в рамках инициатив иных структурных подразделений Банка России планируется разработать чат-бот для предотвращения финансовых преступлений, принятия жалоб и обращений от поднадзорных организаций в части вопросов о работе личного кабинета, сообщений о проблемах в загрузке отчетности, вопросов о принципах пропорционального регулирования и надзора и т. д., в том числе с эмитентами (в части вопросов по процедуре эмиссии ценных бумаг).

ЦБ планирует актуализировать дорожную карту в ходе реализации проектов и инициатив, а также с учетом предложений, поступающих от участников финансового рынка.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме