Для кредитных организаций могут установить обязательный срок возврата денег, украденных мошенниками у их клиентов: 30 дней в случае перевода, который не был санкционирован клиентом. Как пишет РБК, это предусматривает проект поправок в закон «О национальной платежной системе». Подлинность документа, с которым ознакомилось информагентство, подтвердил источник на платежном рынке, а планы по утверждению такого обязательного срока — представитель Банка России, указано в материале.
В частности, представитель регулятора уточнил, что сейчас в законе не прописаны сроки возврата банковскому клиенту денег, похищенных злоумышленниками; установление такого срока позволит соблюсти «баланс интересов кредитных организаций и их клиентов». На данный момент возможное нововведение обсуждается с рынком и разрабатывается механизм возврата.
По словам вице-президента Ассоциации банков России Алексея Войлукова, Центробанк сначала говорил о возврате банковским клиентам украденных мошенниками средств в течение двух-трех дней, но банки выступили против с аргументом, что за такое время невозможно проверить, идет ли речь о мошенничестве в отношении или, наоборот, со стороны клиента.
Обсуждаемые сейчас законодательные поправки предусматривают, что банк должен будет вернуть своему клиенту-физлицу полную сумму похищенных у того средств в течение 30 дней после получения от клиента уведомления об инциденте, если при проведении перевода клиенту не было направлено уведомление и если он был осуществлен без согласия клиента. Также предполагается возврат средств в случае, если кто-то без согласия клиента воспользовался его картой, но только при условии, что клиент сообщил банку об утере карты или потере контроля над ней.
В материале РБК в числе прочего уточняется, что в разрабатываемой новой версии поправок нет пункта об обязательной для возврата сумме, а также о предоставлении банку права блокировать на пять рабочих дней расходные операции по счету получателя средств, информация о котором есть в базе данных регулятора о попытках или случаях проведения переводов без согласия банковского клиента.
В опубликованном Центробанком ранее в апреле «Обзоре операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций в 2021 году» отмечалось, что за отчетный период количество и объем операций без согласия клиентов увеличились по сравнению с 2020 годом на 33,8% и 38,8% соответственно на фоне активного развития новых дистанционных платежных сервисов и роста объема денежных переводов с использованием электронных средств платежа (платежных карт и других). Так, в 2021 году было проведено более 1 млн операций без согласия клиента на сумму около 13,6 млрд рублей, в основном они пришлись на физических лиц (более 12,1 млрд рублей). Основным инструментом остается социальная инженерия (когда человека обманом вынуждают перевести деньги или дать информацию, необходимую для мошеннического перевода), хотя доля таких операций снизилась с 61,8% в 2020 году до 49,4%. Средняя сумма операции без согласия клиента составила в 2021-м 11,8 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом. Возвращено же банковским клиентам в 2021 году только 6,8% от переведенных таким образом средств против 11,3% годом ранее.
В апреле Центробанк также расширил возможности банков для борьбы с мошенническими переводами: банкам рекомендуется оценивать риск нарушения правил использования электронных средств платежа (карт, мобильных приложений и личных кабинетов интернет-банкинга), принадлежащих лицам, информация об операциях которых уже внесена в базу данных по переводам денежных средств без согласия клиента, и при выявлении нетипичных операций по их картам и счетам временно приостанавливать дистанционный доступ к ним, чтобы усложнить возможным злоумышленникам вывод денег. При этом клиент, которому заблокирован дистанционный доступ к счету, должен быть уведомлен с указанием причины и для разблокировки должен будет лично обратиться в банк.
Комментарии
Второе съеденное яйцо будет уже не натощак</p><p>так и есть. с моего счета в Ак барсе увели 40 штук, и что? банк, который блокировал мне счет и звонил при снятии денег в БАНКОМАТЕ, в другом городе РФ, спокойно перевел эти 40 штук в райффайзен, на счет, с которым до этого транзакций не было. вернуть типа невозможно, там человек видимо по проездному на трамвай счет открывал? какая разница, в какой срок вам отпишут отказное письмо, 60 дней, 30, или 2 часа? </p>