«Яндексу», VK и Ozon выделен льготный государственный кредит в общей сложности на 130 млрд рублей, узнала газета «Коммерсант». Аналитики назвали меру беспрецедентной. Необходимость в поддержке возникла в связи с появлением у держателей евробондов этих компаний права требовать досрочного выкупа бумаг после делистинга их акций с иностранных бирж.
О том, что VK, Ozon и «Яндекс» получили 130 млрд рублей финансовой помощи от правительства РФ на выполнение ими обязательств перед держателями еврооблигаций, сообщил «Коммерсанту» источник, близкий к Кабмину. В VK изданию подтвердили (без уточнения суммы) направление запроса на льготный кредит для «реструктуризации образовавшейся задолженности». В «Яндексе» рассказали о целевом кредите в коммерческом банке для выплат по еврооблигациям с субсидированием ставок по кредиту «в рамках соглашения между банками и правительством».
В Минцифры отметили, что это была инициатива ведомства и 130 млрд рублей льготного кредита для указанных интернет-компаний предназначены для рефинансирования задолженности в связи с прекращением торгов их ценными бумагами.
Речь может идти о кредитах госбанков либо ВЭБа с гарантиями правительства в отношении тела долга и с субсидией на софинансирование части процентных расходов; также не исключено, что это лишь софинансирование без предоставления гарантии, рассуждает ведущий аналитик долгового рынка компании «Открытие Инвестиции» Александр Шураков. Управляющий партнер юридической фирмы Tomashevskaya & Partners Жанна Томашевская считает, что в случае субсидии необходимость возвращать ее зависит от юридического механизма и «оператора», и обращает внимание на то, что зачастую такие субсидии трансформируются в долгосрочные кредиты госбанков под 2–3% годовых.
Зачем IT-компаниям госденьги
У «Яндекса», VK и Ozon были выпущены конвертируемые облигации на суммы 1,25 млрд, 400 млн и 750 млн долларов соответственно. После начала российской спецоперации на Украине зарубежные биржи (американская NASDAQ, Лондонская фондовая биржа) приостановили торговлю акциями и глобальными депозитарными расписками этих компаний. Приостановка торгов более чем на определенное количество торговых дней (у трех компаний оно разное) — «событие делистинга», предусматривающее право держателей конвертируемых облигаций на досрочное погашение бумаг, объясняет Шураков из «Открытие Инвестиций».
В этой ситуации компаниям необходимо иметь на счетах достаточно денег для расчетов с держателями евробондов по их первому требованию. При этом, например, «Яндекс» в начале марта уже предупредил акционеров, что если держатели части облигаций воспользуются правом требования, то компания не сможет выполнить свои обязательства по долгам, а также что группа не сможет погасить большинство облигаций в случае ограничений на перевод средств из российских структур «Яндекса» в материнскую организацию Yandex N.V., которая зарегистрирована в Нидерландах.
Беспрецедентная мера
Эксперты называют прямую поддержку частных эмитентов облигаций со стороны государства беспрецедентной мерой и объясняют ее высокой системной значимостью «Яндекса», VK и Ozon для российской экономики.
Ранее, в июле, президент России Владимир Путин заявил на заседании совета по стратегическому развитию и национальным проектам, что многие быстрорастущие IT-компании РФ финансировали свое развитие за счет ресурсов с западных рынков и теперь, в условиях недоступности зарубежного финансирования, нужны механизмы для привлечения технологическими компаниями российского частного капитала. В качестве примеров таких компаний глава государства назвал Ozon и «Яндекс», призвав создать механизмы для поддержки.
На складе ритейлера Ozon в Подмосковье 3 августа произошел пожар. Потенциальный ущерб уже оценивают в сумму свыше 10 млрд рублей.
В июле СМИ писали, что основатель «Яндекса» Аркадий Волож может обменять контроль над компанией на заграничные проекты. В числе возможных новых акционеров источники на рынке называют структуры Романа Абрамовича, Владимира Потанина и других российских бизнесменов.
Комментарии