Набиуллина рассказала, как банки скрывают реальный уровень мошенничества

Дата публикации: 19.02.2025 12:31
3 995
Время прочтения: 2 минуты
Набиуллина рассказала, как банки скрывают реальный уровень мошенничества

Мошенники в 2024 году похитили у россиян 27 млрд рублей, рассказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе выступления на Уральском форуме ЦБ «Кибербезопасность в финансах».

Весь 2024 год регулятор работал с банками над полнотой и качеством данных, которые те передают в базу ЦБ. Выяснилось, что многие банки намеренно занижали существующий уровень кибермошенничества, отметила Набиуллина.

«Мы, например, выяснили, что один из крупных банков системно не регистрировал все операции без согласия и не направлял в базу данных обращения обманутых клиентов под тем предлогом, что человек пусть под влиянием обмана, но ведь сам перевел — где же здесь  "без согласия"?» — рассказала глава ЦБ.

Банку России пришлось применять надзорные меры и наказывать некоторые банки, отметила Набиуллина. ЦБ также уточнил юридическое понятие мошеннических действий: вместо операции «без согласия» стала использоваться формулировка «без добровольного согласия».

«Мы видим, что качество отчетности банков стало лучше. По нашей оценке, в целом по банковской системе банки полно и корректно передают информацию по 85% случаев мошенничества и попыток хищения. Еще год назад это было заметно меньше. И это была абсолютно нетерпимая ситуация», — резюмировала Набиуллина.

Регулятор продолжит «индивидуально подтягивать качество данных у отстающих банков», добавила она.

Летом прошлого года начал работать закон, согласно которому банки обязаны проверять все денежные переводы и не допускать мошеннических операций. Если перевод прошел на счет мошенника из базы ЦБ, банки должны компенсировать клиентам потерянную сумму, напомнила эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина. Банки отслеживают и анализируют переводы, сверяясь с шестью признаками осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента. Чтобы операцию сочли подозрительной, ее объем должен быть нетипичным для клиента. Среди других признаков — нахождение получателя перевода в базе ЦБ, необычная телефонная активность клиента перед совершением перевода, попытка совершить операцию с устройства, которое ранее уже «засветилось» при мошенничестве, перечислила Бочкина. Кроме того, банки могут иметь и другие параметры в рамках собственных политик безопасности и антифрод-систем.

 

МПКАрт 2.0
Теги: Эльвира Набиуллина
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме