Водители, которые попадают в ДТП, в последнее время стали объектом повышенного внимания мошенников. Узнав об аварии, они приезжают на место и предлагают потерпевшему решить вопрос с выплатой «без лишней волокиты».
Для этого человеку предлагают подписать договор цессии, иными словами — передать право требовать компенсацию со страховщика вместо застрахованного клиента. Аргументируют тем, что разбирательство со страховой компанией может длиться годами. А в случае заключения договора цессии автовладелец здесь и сейчас получает наличные деньги для покрытия ущерба. И здесь кроется подвох: полученные средства, как правило, существенно ниже суммы, необходимой для выполнения ремонта.
«После встречи с недобросовестными автоюристами и подписания договора цессии автовладелец может потерять до 30% положенных ему денег. Разумеется, не все автоюристы — мошенники, но есть и ряд сигналов, которые должны указать клиенту, что он имеет дело с недобросовестным партнером. Среди них — предложение моментальных денег, настаивание на подписании договора цессии, а также запугивания и провокации о многолетних тяжбах со страховыми компаниями по выбиванию своих денег», — цитируют «Известия» руководителя управления по противодействию страховому мошенничеству «Т-Страхования» Михаила Спивака.
Впоследствии мошенники обращаются в страховую компанию и получают компенсацию по результатам ДТП в полном объеме. Более того, в некоторых случаях они доводят дело до суда и, используя определенные уловки, добиваются существенного увеличения выплат. Известны случаи, когда выплаты доходили до 2 млн рублей при реальном объеме ущерба в несколько десятков тысяч рублей.
По данным аналитического проекта T-Data, такая схема является одной из самых популярных у недобросовестных автоюристов. Более всего она распространена в Москве и Московской области, на которые приходится 14% от всех обращений по договорам цессии. Также схема широко применяется в Воронежской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
«Для того чтобы иметь право оформлять полисы ОСАГО, страховая компания должна иметь лицензию Банка России и быть аккредитованным членом Российского союза автостраховщиков (РСА). Выбирать страховщика можно по двум группам критериев. Первые — обязательные: наличие лицензии и членство в профессиональном объединении. Поскольку сумма возмещения регламентирована и едина для всех, далее можно ориентироваться на стоимость полиса, отзывы о страховой компании, удобство взаимодействия с ней», — пояснила аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.