Россия вряд ли сможет полностью использовать для своего резервного фонда механизмы создаваемого в настоящее время стабфонда еврозоны, однако часть методов можно взять на вооружение, создавая и совершенствуя межстрановые фонды с российским участием, считают опрошенные РИА Новости эксперты. Отдельные европейские бюджетные принципы уже нашли у нас практическое применение, и взаимное сотрудничество стран будет продолжаться, отмечают они.
Лидеры стран еврозоны объявили о создании механизма финансовой стабильности, в рамках которого обремененные долгами страны могут рассчитывать на помощь партнеров по валютному союзу из фонда экстренной помощи общим размером до 750 млрд евро. Большая часть из этих средств будет предоставляться самими странами еврозоны, также участие в фонде примет Международный валютный фонд (МВФ).
По мнению опрошенных РИА Новости экспертов, Россия вряд ли сможет полностью адаптировать механизмы функционирования нового фонда. Рецепты европейского стабилизационного фонда не подходят для российских реалий, считает ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев. «В России на черный день создан суверенный резервный фонд, в Европе же речь идет о фонде-кредиторе в последней инстанции», — пояснил он. Российский резервный фонд скорее похож на суверенные фонды отдельных ресурсных государств, например нефтяных арабских стран, добавил эксперт.
С тем, что российский стабфонд существенно отличается от создаваемого в Европе, согласен и руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич. «В нашей стране часть доходов бюджета в период высоких цен на нефть откладывается, чтобы быть потраченными, когда «черное золото» подешевеет. Еврозона с участием МВФ, в свою очередь, создает кредитный инструмент, действующий на возвратной основе — деньги, пусть на льготных условиях, заемщики со временем будут возвращать в фонд», — рассказал он. По его словам, речь идет о принципиально ином способе управления. «Кроме того, еврозона создает межстрановой фонд, а у нас одна страна», — добавил эксперт.
Россия уже отчасти использовала европейский опыт в течение последних пяти-шести лет — она ввела бюджетные правила, которые в определенной степени были навеяны критериями, действующими сейчас в Европе, отметил главный экономист инвестбанка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. «Это позволило улучшить качество нашей бюджетной политики», — сказал он.
«Думаю, что в настоящее время российский резервный фонд управляется достаточно адекватно, и серьезные изменения под воздействием новаций из еврозоны маловероятны», — рассуждает эксперт. По его мнению, в перспективе взаимный обмен опытом между странами и надгосударственными объединениями в части создания подобных фондов будет продолжаться.