Сбербанк ведет переговоры с тремя операторами приема моментальных платежей — «Элекснет», «КиберПлат» и «Дельта Телеком» с целью партнерства или приобретения одной из этих компаний. Об этом в среду пишет «Коммерсант» со ссылкой на сообщения от участников рынка. По информации издания, консультантом по сделке со стороны Сбербанка выступает Дойче Банк. Источник газеты в «Дельта Телекоме» сообщил, что компания, действительно, ведет переговоры со Сбербанком, однако конкретного коммерческого предложения от банка там еще не получали. По словам собеседника издания, банк до сих пор не определился, будет ли это приобретение или работа в партнерстве с возможным вхождением в капитал: «Наиболее вероятно все же, что это будут партнерские отношения, поскольку Сбербанку в первую очередь нужны не терминалы, а технологии и хорошая команда специалистов в этом бизнесе». Исполнительный директор «КиберПлат» Владимир Кузнецов не опроверг и не подтвердил факт ведения переговоров со Сбербанком. По словам гендиректора сети «Элекснет» Юрия Мальцева, комментировать эту информацию пока рано.
Запрос газеты пресс-служба Сбербанка оставила без комментариев. Член правления Денис Бугров, отвечающий за стратегию банка, не подтвердил и не опроверг информацию о возможной сделке. Старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский отказался прокомментировать переговоры с терминальными сетями, сообщив, однако, что у Сбербанка есть интересы по развитию платежных терминалов.
Однако сделка даже с одним из игроков рынка платежных терминалов может помочь Сбербанку в реализации его стратегии, предполагающей перевод не менее чем 70% платежей на удаленные каналы обслуживания до 2015 года. Для этого банк к началу 2015 года планировал вдвое увеличить число устройств самообслуживания — банкоматов и терминалов. По словам Виктора Орловского, сегодня у Сбербанка порядка 35 тыс. устройств самообслуживания, из которых около 20 тыс. — банкоматы, еще 15 тыс. — платежные терминалы.
Банки давно проявляют интерес к системам приема моментальных платежей, однако до вступления в силу в апреле требования о необходимости постановки небанковских терминалов на учет в ФНС они проигрывали небанковским игрокам. По итогам 2009 года на долю банков приходилось 9% всего рынка приема моментальных платежей, треть этого объема приходится на Сбербанк. С 1 апреля этого года банки стали активно выкупать небанковские терминалы у их владельцев. В начале мая стало известно о покупке банком «Русский Стандарт» у «Евросети» ее платежных терминалов, на долю которых приходилось 6% рынка приема моментальных платежей.
Покупка любого из этих игроков или заключение партнерского соглашения серьезно укрепит позиции Сбербанка на рынке приема моментальных платежей, объем которого по итогам 2009 года составил 649 млрд рублей. Крупнейшим из этих игроков является система «КиберПлат», занимающая свыше 23% рынка и являющаяся вторым игроком после Объединенной системы моментальных платежей (Qiwi, 49% рынка). Сеть «КиберПлат» насчитывает свыше 420 тыс. точек. На долю «Дельта Телекома» приходится менее 7% рынка моментальных платежей, сеть приема насчитывает 15 тыс. точек. В 2008 году, по данным компании, ее оборот составил 30 млрд рублей, данные за 2009 и 2010 годы не раскрываются. «Элекснет» — единственный игрок рынка моментальных платежей, у которого есть лицензия на осуществление банковских операций (через ОАО «Москлирингцентр») и собственная сеть, насчитывающая 2,9 тыс. терминалов. На ее долю приходится порядка 7% рынка моментальных платежей. Таким образом, в любом случае доля Сбербанка на этом рынке может составить более 10%.
По мнению экспертов, как для банка, так и для сетей терминалов наиболее интересным была бы работа в партнерстве. «И для компании, и для банка интересно партнерство, а не продажа всего бизнеса, — считает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким. — Консолидация усилий помогла бы укрепить позиции объединенной компании на рынке терминалов, увеличив ее долю на нем». По его словам, Сбербанк получил бы технологии, позволяющие активно развиваться на рынке терминалов, и команду профессионалов в этом бизнесе, а компания — весомую поддержку бренда Сбербанка, доступ ко всем услугам банка, таким как погашение кредитов и пополнение вкладов.