Банк «Ренессанс Капитал» (работает под брендом «Ренессанс Кредит») покупает у Барклайс Банка (бывший Экспобанк) часть его розничных отделений. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник в банковских кругах. В «Ренессанс Капитале» официально не подтвердили, но и не опровергли эту информацию, в Барклайс Банке отказались от комментариев. По информации источника газеты в «Ренессанс Капитале», банку отойдет вся региональная сеть Барклайс Банка, а именно 12 отделений (всего у Барклайс Банка 30 отделений). Барклайс Банк сохранит отделения только в Москве и Санкт-Петербурге. «Ренессанс Капитал» уже в июне получит право аренды офисов со всем оборудованием.
Сумма сделки неизвестна — по мнению участников рынка, Барклайс Банк мог продать сеть с дисконтом до 40% от затрат на ее оборудование. «Создание одного офиса стоит порядка 10—20 миллионов рублей», — отмечает зампред правления ХКФ Банка Владимир Гасяк. Таким образом, сумма сделки могла составить от 72 млн до 144 млн рублей.
Это первая сделка с начала кризиса по комплексной передаче целой региональной сети. Банки получают сеть в основном за счет поглощения игрока — в кризис, как правило, это происходило в рамках санации.
«Скорее всего, группу «Барклайс» не устроил формат региональных отделений, доставшихся ей в наследство от Экспобанка», — считает Владимир Гасяк. Британский Barclays Bank купил Экспобанк в начале 2008 года за 745 млн долларов с коэффициентом 4 к капиталу, тогда эксперты назвали эту цену завышенной. Причем основной ценностью банка был его процессинговый и эквайринговый бизнес — его оборот торгового эквайринга в 2007 году составил 741 млн долларов. У лидера рынка, процессинговой компании United Card Service, оборот за тот же период составил 3,1 млрд долларов. Отказываясь от содержания региональной сети, банк значительно сокращает свои расходы — аренда одного офиса может обходиться в 200—400 тыс. рублей в месяц, указывают участники рынка. «Барклайс Банк переформатировал столичные офисы под розничных клиентов из среднего и VIP-сегмента. Очевидно, розница в прежнем формате в регионах ему уже не нужна», — рассуждает зампред правления КБ «Открытие» Игорь Дуда. В начале года председатель правления Барклайс Банка Николай Цехомский заявлял, что банк будет концентрироваться на крупных и средних клиентах, а приоритетные регионы — Москва и Санкт-Петербург.
«Ренессанс Капиталу» новые отделения необходимы для развития принятой в посткризисный период концепции перехода от кредитного монолайнера к полноценному розничному банку. В прошлом году банк начал в массовом порядке привлекать вклады граждан и заявил о планах по выпуску дебетовых карт. Увеличение региональной сети — общий тренд для банков, специализирующихся на потребительском кредитовании. Например, лидер этого рынка ХКФ Банк планирует в 2010 году открыть порядка 42 классических офисов; продолжил развитие региональной сети ОТП Банк — в 2009 году он открыл восемь отделений в разных регионах, собирается открыть несколько отделений в июне. «Таким образом, «Ренессанс Кредит» достаточно быстро приобрел сеть, что позволит ему привлекать вклады, в которых он остро нуждается», — резюмирует Игорь Дуда.