На вчерашнем заседании Межрегионального банковского совета (МБС) при Совете федерации представители Банка России предложили раскрыть банковскую тайну для всех правоохранительных органов, пишет газета «Коммерсант». Прокуратора и МВД, испугавшись широты открывающихся полномочий, с предложениями ЦБ не согласились. А реакция банковского сообщества на инициативы регулятора показала, что до желаемого взаимопонимания всем участникам процесса еще далеко.
Предложения Банка России по повышению эффективности взаимодействия между ЦБ, банками и правоохранительными органами в целях борьбы с криминалом в банковской среде озвучил вчера глава юридического департамента ЦБ Сергей Голубев. Наиболее радикальное из них сводится к открытию силовикам доступа к банковской тайне при условии их ответственности (уголовной и имущественной) за разглашение. По словам господина Голубева, «легально или нет, они все равно имеют к ней доступ». Снятие же запрета на ее передачу, по замыслу ЦБ, будет способствовать большей раскрываемости преступлений в банковской среде, поскольку доказательства, полученные с нарушением законодательства, «утрачиваются» для судебного процесса.
Дополнительно господин Голубев предложил разрешить следствию проводить проверки банков до возбуждения уголовных дел в ходе проведения следствия, а также снять ограничения на количество и глубину повторных проверок ЦБ по запросам правоохранительных органов. При этом он сослался на западный опыт, согласно которому «во многих странах регулятор из банков не вылезает». В дополнение ко всем этим предложениям ЦБ считает нужным ввести уголовную либо административную (какую точно, регулятор еще не определился) ответственность для банкиров за непредоставление или предоставление недостоверной информации правоохранительным органам.
Представители Генпрокуратуры и МВД, присутствовавшие на заседании, к такому расширению своих полномочий оказались не готовы. Более того, присутствовавший на заседании представитель Генпрокуратуры Евгений Малашенко назвал то, что случится в результате раскрытия банковской тайны, «вакханалией», учитывая недостаточный уровень образования у многих сотрудников правоохранительных органов.