Заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора Банка России Владимир Чистюхин считает целесообразным закрепить в законопроекте о потребительском кредитовании ограничения на размер всех сопутствующих платежей по кредиту, которые не связаны с выплатой основной суммы кредита и процентов по нему. Такое мнение он высказал в ходе «круглого стола» в Госдуме, посвященного правовым аспектам повышения доступности финансовых розничных услуг.
«В нашей ситуации это было бы действенным оружием против сокрытия информации», — сказал Чистюхин. По его словам, в этом случае кредитные организации будут вынуждены включать все возможные доходы, которые они хотят получить по кредиту, в процентную ставку.
В беседе с журналистами Чистюхин пояснил, что у банков есть ряд комиссий, которые не входят в платежи по самому кредиту, но которые косвенно увеличивают реальную процентную ставку по нему. По его словам, на практике в эти комиссии входит значительная сумма. «Я думаю, что целесообразно было бы ввести процентное ограничение по таким сопутствующим платежам, например, закрепить определенный процент от суммы кредита», — добавил представитель ЦБ. По его мнению, ограничения могли бы составить 3—5% от суммы займа.
Чистюхин отметил, что ЦБ пока обсуждал только концепцию закона о потребительском кредитовании, но сам законопроект еще не видел. По его словам, предложение по поводу ограничения размера сопутствующих платежей по потребкредитам может быть внесено в ходе рассмотрения законопроекта в ЦБ.
По словам представителя ЦБ, в 2006 году доля просроченной задолженности в общем объеме кредитов физлицам выросла с 1,9% до 2,6%, а исключая Внешторгбанк и Сбербанк — с 2,9% до 3,7%. Он также напомнил, что с 1 июля 2007 года вступает в силу документ ЦБ, обязывающий банки раскрывать фактическую ставку по кредитам, если банк хочет, чтобы этот кредит был включен в перечень однородных ссуд. «Но мы считаем, что эти меры недостаточны, и продолжением деятельности в этом направлении должен стать закон о потребительском кредитовании. Надеемся увидеть этот закон в Думе в этом году», — заключил Чистюхин.