Согласно разработанным Росфинмониторингом поправкам к законодательству, сесть в тюрьму можно будет уже за отмывание в 10 раз меньшей суммы, чем сейчас, а тотальному контролю будут подлежать не только финансовые операции, проводимые через банки, но и все, кто имеет к ним какое-либо отношение. Об этом пишет в среду со ссылкой на проект документа газета «Коммерсант». Как сообщалось, эти поправки глава ведомства Юрий Чиханчин обещал представить правительству 30 марта.
В частности, поправки к Уголовному кодексу предусматривают снижение порогового значения суммы операции по легализации преступных доходов для отнесения ее к преступлению, совершенному в крупном размере. Такие преступления предусматривают больший штраф и больший срок лишения свободы. Сейчас финансовыми операциями, совершенными в крупном размере, в соответствующих статьях УК РФ признаются операции на сумму, превышающую 6 млн рублей. За них в отличие от «обычных» легализационных операций полагается не только больший штраф (300 тыс. против 120 тыс.), но и срок — до четырех лет лишения свободы. Поправками, разработанными Росфинмониторингом, порог в 6 млн снижается в 10 раз — до 600 тыс. За них предлагается ввести такие санкции, как штраф до 200 тыс. либо лишение свободы на срок до двух лет. При этом операции на сумму свыше 6 млн предлагается считать преступлением, совершенным в особо крупном размере. Ответственность за них остается прежней.
Предложенные ведомством Чиханчина поправки серьезно расширяют круг лиц, рискующих попасть в заключение за деяния, за которые раньше полагался лишь относительно небольшой штраф, констатирует издание. По оценкам директора московского офиса Tax Consulting U. K. Эдуарда Савуляка, с изменением критериев отнесения легализационных преступлений к совершенным в крупном размере, количество расследуемых уголовных дел может вырасти минимум в два раза.
Кроме того, в антиотмывочном законе (115-ФЗ) предлагается зафиксировать определение «бенефициарного владельца». Согласно тексту поправок, под бенефициарным владельцем понимается физлицо, которое в конечном счете и определяет действия клиента банка (через владение им, контроль над его действиями или дачу ему указаний). Таких лиц банкиров обяжут идентифицировать наравне с клиентами, их представителями и выгодоприобретателями по операциям и сделкам.
Сами банкиры дополнительной нагрузке не рады. «Логичнее было бы определять конечного бенефициара при регистрации юрлица, а не при совершении финансовой операции: банку такую идентификацию осуществить сложнее, чем налоговому органу», — указывает топ-менеджер одного из банков топ-20. По словам другого собеседника «Ъ» из числа банкиров, опыта выявления реальных бенефициаров у российских кредитных организаций нет. «Раньше такой идентификацией пытались заниматься в основном «дочки» иностранных банков, которым в соответствии с международными стандартами такое требование предъявляли западные материнские структуры», — говорит он, указывая, что излишняя настойчивость банка в раскрытии реальных бенефициаров своих клиентов может стоить ему потери последних.
Росфинмониторинг предлагает также существенно расширить перечень операций, подпадающих под обязательный контроль банков и требующих информирования ведомства. Число критериев таких операций предлагается увеличить в два раза: примерно с 20 действующих критериев до 40. Причем некоторые из них вообще направлены на борьбу не столько с легализацией преступных доходов, сколько с коррупцией, указывают эксперты. К таким, например, относятся предлагаемые Росфинмониторингом для обязательного контроля операции по предоставлению или получению займа, процентная ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования ЦБ.