В результате несложных финансовых манипуляций Межпромбанк практически утратил контроль над процессом банкротства одного из своих крупных аффилированных заемщиков — подконтрольной Сергею Пугачеву Объединенной промышленной корпорации. В результате кредиторы Межпромбанка рискуют лишиться 500 млн рублей, пишет в пятницу «Коммерсант».
Первое же собрание кредиторов банкротящейся по собственному решению Объединенной промышленной корпорации (ОПК; родственная структура и заемщик Межпромбанка, подконтрольная экс-сенатору Сергею Пугачеву), прошедшее на этой неделе, подтвердило опасения Агентства по страхованию вкладов (АСВ; конкурсный управляющий банкротящегося Межпромбанка) о том, что возврат кредитов, взятых ОПК, будет сопряжен со значительными трудностями. Претендуя в процессе банкротства ОПК на возврат взятых этой корпорацией у Межпромбанка кредитов, АСВ представляет интересы кредиторов банка, которым он после собственного банкротства в декабре 2010 года остался должен более 80 млрд рублей. По словам партнера компании «Яковлев и партнеры» Майи Чудутовой (представляет в судах интересы АСВ в рамках банкротства Межпромбанка), теперь возврат более чем 500 млн рублей, которые ОПК осталась должна Межпромбанку по кредитам, проблематичен.
Как рассказала изданию Чудутова, на собрании кредиторов ОПК Агентству по страхованию вкладов не удалось сменить временного управляющего ОПК Олега Сметанина. Причина неудачи в том, что буквально в декабре 2012 года Межпромбанк посредством ряда финансовых манипуляций превратился из крупнейшего кредитора ОПК (с суммой требований более чем 500 млн рублей) в обыкновенного (с такой же суммой требований), в результате чего его голос в комитете кредиторов оказался в меньшинстве и не смог повлиять на итоги голосования.
По словам Чудутовой, это произошло
В АСВ считают договоры поручительства недействительными, а включение Global Treasures Equity Ltd. в состав кредиторов ОПК неправомерным, совершенным с целью установления контроля над процессом банкротства компании. Свою позицию в АСВ обосновывают тем, что перечисление средств по большей части изначальных договоров займов (по которым впоследствии были даны поручительства ОПК) не подтверждается данными бухгалтерского учета. Кроме того, тот факт, что ОПК поручалась по обязательствам «Средних торговых рядов» практически всем или даже более чем имевшимся у нее имуществом (при наличии других кредиторов), свидетельствует об отсутствии экономической целесообразности в действиях ОПК.
Согласно аргументам АСВ, приведенным в апелляционной жалобе на включение Global Treasures Equity Ltd. в реестр кредиторов ОПК, стороны этих соглашений к тому же состояли в юридическом родстве.
Global Treasures Equity Ltd. является учредителем «Средних торговых рядов», а ОПК, в свою очередь, позиционировала себя как компания, которая управляет СТР, сведения о чем содержались на сайте ОПК, говорится в апелляционной жалобе АСВ. В такой ситуации агентство считает, что стороны действовали в сговоре с целью злоупотребления правом.
Впрочем, указывает Чудутова, несмотря на все эти доводы, суд не признал их заслуживающими внимания. В результате Global Treasures Equity Ltd. стала крупнейшим кредитором ОПК, а Межпромбанк утратил контроль над процессом банкротства. Основной минус в этом, по словам представителя АСВ, заключается в невозможности смены временного управляющего ОПК, который, по мнению агентства, склонен поддерживать интересы собственников банкротящейся корпорации.