Минфину не понравилась идея создать внутренний российский офшор — аналог SPV (специальное юрлицо) — на базе Международного Инвестиционного Банка (МИБ), сообщили источники «Ведомостей». Этот вариант обсуждался в правительстве последние два месяца. Инициативу проявило руководство банка: во время кризиса на Кипре глава правления МИБа Николай Косов пришел с этим предложением к первому вице-премьеру Игорю Шувалову, и тот поручил Минфину проработать вопрос.
Правительство получило отрицательный отзыв Минфина, сообщил изданию чиновник правительства. «Идея пока еще очень сырая, Минфин не понимает, как это можно сделать», — объяснил сотрудник министерства. Правда, переговоры продолжаются, признает он, особая структура МИБа сейчас недостаточно используется. Другие варианты создания внутреннего офшора не обсуждаются, говорит чиновник правительства. Работа над идеями МИБа продолжается, о каких-то конкретных решениях говорить пока рано, сказал представитель секретариата Шувалова.
По мнению руководства банка, МИБ как международная структура с особым статусом может выполнять функции юрисдикции, удобной для финансирования проектов. Транзитные низконалоговые страны (например, Кипр или Нидерланды), с которыми заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, используются для того, чтобы перевести прибыль из России в офшор. МИБ предложил себя на замену кипрской прослойке, объяснил газете человек, близкий к банку: компания может разместить в банке депозит, а МИБ на эту сумму выдаст кредит российской структуре.
МИБ уже освобожден от налога на прибыль, этим дополнительным доходом банк может поделиться с инвестором в виде повышенной ставки по депозиту, рассказывает собеседник «Ведомостей». Инвесторы же не будут платить налог с процентов по депозиту, пока деньги остаются в банке, поэтому им будет выгодно реинвестировать доходы, продолжает он. По его мнению, схема может заинтересовать компании, которые боятся держать деньги в офшоре: «В МИБе ни один рейдер до вас не дотянется, ни один европейский орган, который завтра решит «постричь» ваш депозит».
Через банк можно инвестировать в сферы, ключевые для государства, считает чиновник правительства: МИБ мог бы выпустить инфраструктурные облигации, например для проектов на Дальнем Востоке.
Создать внутренний офшор в России в апреле предложил премьер Дмитрий Медведев. «Хотел «встряхнуть» европейских чиновников, решивших спасти кипрские банки за счет их клиентов», — объяснял он. Там работают легально и российские госкомпании, возмущался Медведев: «Пусть закроют Багамы, Британские Виргинские острова». Компаниям удобно работать через SPV, полагает Медведев.