В России появилась схема отмывания денежных средств, которая со всех сторон защищена законом. В рамках нее в 2016 году было выведено более 16 млрд рублей. Речь идет о модификации уже известной «молдавской», но теперь ключевым звеном в мошеннической цепочке стала Федеральная служба судебных приставов (ФССП), пишет «Коммерсант».
Суть схемы состоит в том, что два юридических лица — резидент и нерезидент — договариваются о взыскании долга через третейские суды или путем заключения мировых соглашений. Истцом выступает нерезидент, который требует погасить задолженность, а ответчик-резидент соглашается с его требованием. Суды, как правило, в таком случае безоговорочно принимают решение о взыскании со счета должника и выдают исполнительный лист. С ним нерезидент на совершенно законных основаниях обращается в ФССП, которая начинает исполнительное производство. Средства с банковского счета должника списываются на счет службы и перечисляются в пользу взыскателя на его счет в иностранном банке. Таким образом, легализация средств проходит через госструктуру — ФССП.
В ЦБ сообщили, что знают о существовании схемы. «По оценке Банка России, в 2016 году с помощью нее на зарубежные счета было переведено около 16 млрд рублей, или более 10% от всего объема выявленных сомнительных операций за год, — уточнили в пресс-службе ЦБ. — Всего же суды приняли решения по искам (имеющим признаки такой схемы) на сумму более 37 млрд рублей. Суммы исков варьируются от 0,4 млрд до 6 млрд рублей».
Сама по себе схема с использованием судебных решений не нова. Именно суды были ключевым элементом так называемой молдавской схемы хищения и вывода из России средств, широко использовавшейся в 2010—2013 годах. В рамках «молдавской» схемы из России было выведено более 20 млрд долларов.
МВД раскрыло список банков, участвовавших в «молдавской» схеме. Почти половина участников схемы — действующие банки, сообщает РБК.
16.11.2015 09:37Новая схема уникальна тем, что включение судебных приставов делает ее практически неуязвимой. Схема со всех сторон защищена законодательно и до сих пор применяется. «Технически эта схема не нарушает закон, суды и ФССП действуют строго в рамках своей компетенции, а банки формально не имеют оснований для того, чтобы расценивать операцию как подозрительную и противодействовать ее проведению, так как речь идет о судебном решении, — указывают в Банке России. — Первопричина — отсутствие у судов полномочий проверять суть сделок между кредитором и должником, а также реальность деятельности этих компаний».
При этом в ЦБ отмечают, что, как показывают проверки, по факту по указанным адресам должников не существует, реальную деятельность они не ведут, а обороты по их счетам ничтожны по сравнению с суммами долга. То есть выявить их в принципе вполне реально. Однако суды не имеют ни желания, ни возможности проверять законность взыскания долга и сопоставлять объемы взыскания с масштабом деятельности должника.
Комментарии
@.