Больше всего во время кризиса страдают крупные банки, потому что у них на балансе больше рисков, заявил в своем интервью газете «Ведомости», опубликованном в среду, заместитель председателя правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин. В 1998 году лучшую «выживаемость» в критической ситуации также продемонстрировали маленькие кредитные организации. Поэтому Кудрин не согласен с утверждением президента Альфа-Банка Петра Авена, что в банковской системе страны после кризиса сохранятся только крупнейшие банки.
«В 1998 году выжили как раз маленькие банки: как их было более 1 000, так и осталось более 1 000. У мелких банков на балансах нет больших рисков: они получают деньги клиентов и тут же кредитуют. Больше всего рисков грузили на себя самые крупные банки: они брали большие ресурсы у вкладчиков и вкладывали их в не очень эффективные долгосрочные активы — здания, земельные участки, девелоперские проекты, ценные бумаги. Казалось бы, у них на балансах хорошие активы — бумаги «Газпрома» и Сбербанка, например, — но
Первая тридцатка банков, по его словам, сосредоточила 4,5 трлн рублей вкладов населения, в то время как во всей банковской системе страны их 5,9 трлн. Самой острой проблемой на данный момент Кудрин называет нарастание невозвратов кредитов: «в среднем за месяц они увеличиваются на 14%». И в дальнейшем это нарастание будет прогрессировать. Кроме того, российский показатель невозвратов оценивает только «невозвраты конкретного платежа». «На Западе более сложная методика. Поэтому чтобы привести в соответствие с международными стандартами, надо российский показатель умножить на 2,5. Поэтому уже сейчас невозврат кредитов составляет 7,5%. Банкам потребуется капитализация со стороны акционеров. Именно поэтому мы готовы предоставлять субординированные кредиты на условиях софинансирования с государством», — отметил министр.
Сбербанк и ВТБ, по информации Кудрина, уже сделали стресс-тест в упрощенном виде. «Федеральный бюджет для ВТБ, например, заложил запас прочности до 10% невозврата, что составляет около 200 миллиардов рублей в этом году. Для Сбербанка этот вопрос должен определить его основной акционер — ЦБ», — пояснил он.